Российско-китайское военное сотрудничество: итоги и перспективы / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Российско-китайское военное сотрудничество: итоги и перспективы

На повестке дня – новое соглашение в военной сфере

Российско-китайское военное сотрудничество: итоги и перспективы

В эти дни в Китае проходят масштабные торжества по случаю 70-й годовщины образования государства.  1 октября 1949 г. в Пекине председатель Центрального Народного Правительственного Совета Мао Цзэдун провозгласил образование Китайской Народной Республики.  На следующий день Советский Союз, оказавший китайским коммунистам немалую военную и политическую помощь в борьбе за власть в стране, первым признал КНР и установил с ней дипломатические отношения. 

Отношения между нашими государствами развивались непросто. В 50-е годы они носили ярко выраженный союзнический характер, в 60-70-е переживали период конфронтации, в 80-е стабилизировались, а с появлением новой России приобрели поступательно позитивное развитие. В настоящее время российско-китайские отношения являются примером стратегического партнерства и сотрудничества и оказывают огромное влияние на геополитическую обстановку в мире.

И по-прежнему особое место в российско-китайских отношениях занимает военное сотрудничество, начало которому было положено еще в годы гражданской войны в Китае, когда с помощью Советского Союза Народно-освободительная армия Китая (НОАК) одержала победу над войсками Гоминьдана.

В 50-е годы это сотрудничество было продолжено. СССР передал НОАК большое количество вооружений и лицензий на их производство, в том числе на безвозмездной основе. Более 1,5 тысячи китайских военнослужащих прошли обучение в военных училищах и академиях, более 5 тыс. советских военных  советников и специалистов работали в войсках на территории Китая, помогая создавать костяк современных боеспособных вооруженных сил страны. Всего с момента образования КНР по 1969 г. Китаю было поставлено вооружения и военной техники на общую сумму более 4 млрд долл.  В 60-70-е годы на фоне острейшей политический конфронтации двух государств военное сотрудничество между Советским Союзом и Китаем было свернуто.

В 80-е годы в обоих государствах произошли события,  во многом определившие их сближение в будущем. В Китае таким событием явился XII съезд КПК (сентябрь 1982 г.), на котором произошла официальная коррекция внешнеполитического курса страны. Кроме того, в доктринальных взглядах военно-политического руководства КНР произошли изменения – ранее делавшийся акцент на приоритетное развитие и укрепление сухопутных войск был смещен на опережающее развитие ВВС и ВМС.  А в Советском Союзе началась ”перестройка”,  в корне изменившая внешнеполитическую парадигму страны.

В 90-е годы российско-китайское военно-техническое сотрудничество (ВТС) возобновилось и достигло впечатляющих масштабов. Этому способствовали объективные обстоятельства.  Экономически окрепший Китай начал радикальную модернизацию своих вооруженных сил, которая была прервана тотальными санкциями,  введенными  против Пекина США и странами Запада в связи   с событиями на площади Тяньаньмэнь.  В этих условиях Россия явилась для Китая главным и практически единственным источником передовых вооружений и технологий.

В свою очередь китайские заказы в значительной степени помогли сохранить российскую оборонную промышленность, находившуюся в то время в критическом положении. Руководство российского ВПК понимало, что проданные Китаю образцы вооружения и техники могут быть скопированы, однако Москва пошла на подписание экспортных контрактов, стремясь сохранить оборонную промышленность, а вырученные средства направить на разработку и производство систем вооружения нового поколения. Жизнь подтвердила правильность этого решения.

Настоящим прорывом тогда стал подписанный в 1990 г. контракт на поставку в КНР новейших на то время самолетов Су-27СК. В итоге с учетом переданной в 1996 г. лицензии Китай получил 273 современных  истребителя,  а предприятия, выполнившие этот заказ (КНААПО в Комсомольске на Амуре и корпорация “Иркут”), пережили тяжелые времена и стали основой российского авиапрома. На протяжении 90-х и начала 2000-х годов доля Китая составляла от 40 до 60% российского экспорта вооружения.

С середины 2000-х в военно-техническом сотрудничестве России и Китая произошел спад. Китай в основном решил задачу модернизации своих вооруженных сил, укрепил потенциал собственного ВПК, обучил войска и подготовил руководящие кадры. Интерес Пекина в большей степени стал ограничиваться  самыми современными образцами вооружения и боевой техники, а также новейшими технологиями в оборонной области. В свою очередь Россия начала масштабное перевооружение собственных вооруженных сил, максимально задействовав мощности своего ВПК.  Такая ситуация сохранялась  до 2014 г.

С середины 2000-х начался качественно новый этап в развитии российско-китайских отношений, которые приобрели характер стратегического партнерства и взаимовыгодного сотрудничества в новых геополитических условиях перехода к многополярному миру. Катализатором ускорения сближения Москвы и Пекина послужили события на Украине, в результате которых страны Запада ввели против России масштабные санкции, а также торгово-экономическая война, начатая  США против Китая,  который они стали рассматривать в качестве основного конкурента на мировой арене.               
Новый этап  начался и в военно-техническом сотрудничестве. Москва и Пекин проанализировали предыдущий опыт ВТС и во многом изменили подход к этой сложной сфере.  Китай понял, что переоценил собственные возможности по ликвидации отставания по целому ряду направлений производства современных вооружений.  В первую очередь это относится к авиационному двигателестроению,  гиперзвуковому ракетному оружию,  комплексам ПВО, РЭБ, РЛС, а также к подводному кораблестроению. Россия объективно оценила риски, связанные с частичной утратой интеллектуальной собственности, а также трезво взвесила неизбежность конкуренции с Китаем на рынке вооружений.

В результате КНР стала первым иностранным покупателем зенитных систем С- 400 ”Триумф”. Контракт на поставку двух полковых комплектов был подписан в 2015г. Сумма контракта составила более 3млрд. долл. Первые три дивизиона были поставлены в 2018 г. Завершение поставок планируется к концу текущего года.  В том же 2015 г. был подписан контракт на поставку в Китай  24  сверхманевренных истребителей поколения 4++ Су-35 на сумму 2,5 млрд долл. К настоящему моменту все самолеты поставлены заказчику.   

При этом важно отметить, что помимо торговли современным вооружением Россия и Китай приступили к совместным разработкам ряда проектов в оборонной области с перспективой совместного производства, что предполагает обмен технологиями и свидетельствует о высоком уровне доверия и долгосрочном характере двусторонних отношений.

Другой характерной особенностью нового этапа развития российско-китайского ВТС стало заметно возросшее количество проводимых совместных учений. Показательно, что их проведение стало носить не ситуативный, а регулярно плановый характер. Совместные учения флотов расширили свою географию.  Помимо тихоокеанской акватории впервые были проведены учения на европейских театрах военных действий – в Средиземном и Балтийском морях.  Учения сухопутных войск и ВВС стали более масштабными и комплексными, с отработкой сложных задач и вводных. Примером таких учений может служить СКШУ “Центр-2019”, успешно проведенное в сентябре текущего года.  Абсолютно новым элементом военного сотрудничества России и Китая явилось совместное воздушное патрулирование над акваториями Японского и Восточно-Китайского морей стратегическими бомбардировщиками в составе группы из 4-х самолетов (по два от каждой страны), проведенное  23 июля с.г.

Безусловно,  российско-китайское ВТС на современном этапе имеет значительную политическую составляющую и с тревогой отслеживается странами Запада и Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом Россия и Китай неоднократно подчеркивали, что они не страдают блоковым мышлением и у них нет планов по созданию военного альянса.

В то же время существенные изменения в характере, масштабах ВТС, появление принципиально новых направлений его развития делают актуальным их юридическое оформление. В связи с этим в  ближайшее время Россия и Китай могут подписать договор о военном сотрудничестве.  Премьер министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о проведении соответствующих переговоров между оборонными ведомствами двух стран. Проведение переговоров было инициировано  министерством обороны России и согласовано с российским МИД.  Подписание договора вне всяких сомнений придаст новый стимул развитию военного сотрудничества между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой.

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Восточный вектор»:

17.09.2020
Россия и Турция выдвигают встречные требования по урегулированию ситуации в Сирии и Ливии
16.09.2020
Миротворец Дональд Трамп
16.09.2020
Трамп: США строят мир на Ближнем Востоке, не заливая кровью песок
16.09.2020
Израиль, ОАЭ и Бахрейн подписали соглашения о нормализации отношений
07.09.2020
Путин провел телефонный разговор с королем Саудовской Аравии
25.08.2020
Асад поручил сформировать новый кабмин Сирии
24.08.2020
Президентские выборы в Иране намечены на 18 июня 2021 года
14.08.2020
Путин подписал указ о назначении Александра Рудакова послом РФ в Ливане
05.08.2020
NYT: США намерены ужесточать санкции в отношении Сирии
04.08.2020
Трамп считает решение отправить войска на Ближний Восток величайшей ошибкой в истории США
28.07.2020
Ливан обвинил Израиль в посягательстве на суверенитет республики
10.07.2020
Помпео отверг выводы ООН относительно ликвидации США генерала Сулеймани
30.06.2020
Нетаньяху: Израиль не позволит Ирану обзавестись ядерным оружием
15.06.2020
Турция начала спецоперацию "Коготь орла" против курдов в Ираке
Загрузка...

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.