
Первый министр Шотландии Никола Стерджен думала, вероятно, что Sky News пригласил ее для обсуждения пандемии коронавируса, но вскоре стало ясно, что у телеканала совсем иные планы. После нескольких коротких вопросов о Covid-19 интервьюирующий журналист Софи Ридж приступила к откровенному допросу на тему, которая, сказать честно, не особо интересна британской общественности, зато чрезвычайно актуальна с точки зрения британского истеблишмента: когда именно Никола Стерджен услышала о предъявляемых известному шотландскому политику Алексу Салмонду обвинениях в аморальном поведении.
В последнее время стало ясно, что ведущие СМИ Великобритании отчаянно ищут способы дискредитировать первого министра Шотландии. Их мотивация шита белыми нитками: согласно недавнему опросу, под руководством Стерджен, в особенности на протяжении пандемии, количество сторонников независимости Шотландии взлетело до небывалых 55%. Во время пандемии коронавируса ее неоднократно признавали более эффективным и надежным лидером, чем Борис Джонсон. И это на фоне наивысших сомнений относительно территориальной целостности Соединенного Королевства; Brexit и политика Консервативной партии как никогда негативно сказались на поддержке Союзу. Сам же Борис Джонсон в Шотландии глубоко непопулярен, до такой степени, что перед его последним визитом Никола Стерджен написала в Твиттере, что его присутствие к северу от границы только посодействует кампании за независимость Шотландии!
Популярность и сила Стерджен к северу от границы, очевидно, представляет проблему для сторонников сохранения целостности Соединённого Королевства. Думать, что британский истеблишмент отдаст Шотландию без боя, было бы по меньшей мере наивно. Он, может, и не спешит реагировать, но открыто спекулирует на обвинениях, связанных с бывшим лидером Шотландской национальной партии (SNP) Алексом Салмондом, с целью дискредитации Николы Стерджен. На воскресном "допросе" Софи Ридж не удовлетворилась ни одним из объяснений Стерджен о том, когда та впервые услышала об обвинениях, связанных с поведением Салмонда. Интервьюер была полна решимости представить сложившуюся ситуацию как уход Стерджен от ответов и попытки ввести публику в заблуждение. Реальность такова, что, как сказала Стерджен, речь идет о поведении Алекса Салмонда, а не ее собственном, но очернить с его помощью пытаются именно ее. Первый министр повторяла, что скрывать ей нечего, и даже поведала об смс-переписке, раскрывающей подробности первоначального обсуждения претензий с Салмондом.
Дело в том, что Салмонд и Стерджен были очень близки; Салмонд был ее наставником, и она это признает. Поэтому вполне естественно, что любые претензии в связи с его неправомерным поведением будут иметь последствия. Но она также была близка с женщинами, которые предъявили Салмонду претензии, а потому оказалась в довольно неловком положении. Однако будучи ярой поборницей выполнения буквы закона, Стерджен, очевидно, собиралась отнестись к обвинениям женщин со всей серьезностью. Кроме того, она, несомненно, чувствовала определенную солидарность и ответственность за поддержку замешанных в деле женщин.
Что интересно, в воскресном интервью Стерджен говорит, что первое упоминание о недостойном поведении со стороны Алекса Салмонда возникло именно в средствах массовой информации:
"В ноябре 2017 года Sky News обратился в SNP с запросом касаемо утверждений – я до сих пор не знаю, кто с ними выступил, – о предполагаемых насильственных действиях сексуального характера со стороны Алекса Салмонда. Я тогда с ним об этом говорила, однако жалобы отличались от тех, что поступили затем в шотландское правительство".
Интересно слышать, что возникновение жалоб началось с расследования в СМИ, поскольку последние сыграли немаловажную роль в очернении имени Салмонда и, похоже, пытаются проделать то же самое со Стерджен. Здесь необходимо вспомнить о тесных отношениях ведущих средств массовой информации с британскими спецслужбами, как было четко изложено в слитых документах Integrity Initiative еще в 2018-19 годах. Эти документы обрисовывали связь между GCHQ, Integrity Initiative (финансируемым правительством пропагандистским проектом, ориентированным якобы на противодействие дезинформации) и журналистами и работниками вещания основных средств массовой информации. Дэвид Лиск из газеты The Herald встретился с представителями Integrity Initiative для обсуждения вопроса о независимости Шотландии. Причем он отмечает, что "Алекса Салмонда теперь в основном сторонятся", как будто это повод для гордости.
Важно, чтобы участники борьбы за независимость не упускали из виду ситуацию в целом и осознавали, что британское правительство не остановится ни перед чем, чтобы помешать обретению Шотландией независимости. Как писал академик Джейсон Майкл МакКанн: "Начиная с подозрительной смерти Вилли МакРэя – юриста, активиста SNP и участника антиядерной кампании – в 1985 году и заканчивая тревожными отношениями между службами безопасности и сегодняшними журналистами-юнионистами, не может быть никаких сомнений в том, что британское государство секьюритизирует движение за независимость Шотландии".
Настораживает и степень уверенности известных сторонников независимости, вроде Крейга Мюррея и даже самого Алекса Салмонда, в существовании некоего возглавляемого Стерджен заговора с целью очернения бывшего первого министра. Это лишено всякого смысла, учитывая, что Салмонд покинул политическое поприще и не представлял никакой угрозы для Стерджен. Но сторонникам независимости и членам SNP стоило бы знать немного больше об "агентах", которых легко можно внедрить в движение с целью его подрыва и стимулирования раскола. Принцип "разделяй и властвуй" стар как мир, а британское правительство давно съело на этом собаку.