
Выступая 28 октября перед парламентской фракцией правящей «Партии справедливости и развития», президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган обвинил Россию в «отсутствии желания установить прочный мир и спокойствие в Идлибе».
26 октября боевая авиация ВКС России нанесла удар по военному лагерю сирийских боевиков в провинции Идлиб в 8 км от турецкой границы, в котором проходили специальное обучение боевики про-турецкой экстремистской мусульманской группировки «Филк Аш-Шам» запрещена в РФ) перед их отправкой на Южный Кавказ для участия в войне в Нагорном Карабахе на стороне ВС Азербайджана.
В Турции уничтожение лагеря было воспринято в качестве враждебного акта, который стал поводом для телефонного разговора Реджепа Эрдргана с президентом России Владимиром Путиным.
Вряд ли этот разговор был приятен для турецкого лидера. Но, по словам Реджепа Эрдогана, телефонное общение «было плодотворным», предполагающим к развитию сотрудничества по обсужденным проблемам в Сирии, Ливии и Нагорном Карабахе.
Что касается сирийской проблемы, то постепенное нарастание конфронтации между незаконными вооруженными формированиями и сирийской правительственной армией в нарушение Московских договоренностей от 5 марта 2019 года о прекращении огня не устраивает Москву и Анкару. Но в подходах к данному вопросу их взгляды кардинально различаются: стороны обвиняют друг друга в не применении мер по сдерживанию своих союзников.
Турция в нарушение всех договоренностей с Россией так и не выполнила ни одного взятого на себя обязательства по «зоне Идлиба». Россия в высшей степени терпеливо реагирует на действия Турции на северо-западе Сирии. Эта выдержка и принципиальный политический курс позволяют Москве удерживать Анкару от сближения с Вашингтоном. Кроме того, российское военно-политическое руководство уверено в том, что рано или поздно придется отказаться от поддержки отрядов мятежников в Идлибе.
Россия не выступает против нейтрализации Турцией вооруженного присутствия курдских формирований на территории восточнее берега реки Евфрат, и уверена в том, что в этом вопросе Анкара может найти поддержку Дамаска.
Позиции России и Турции схожи и по вопросу дальнейшего военного присутствия Ирана в Сирии. Москва настаивает на выполнении обязательств Тегерана по отводу про-иранских милицейских формирований на юге Сирии на предусмотренные рубежи, гарантирующие безопасность Израиля и сирийского населения. Россия выступает против чрезмерного вооружения подконтрольной Ирану ливанской военно-религиозной организации «Хизбалла», присутствие боевиков которой в Сирии является серьезным дестабилизирующим фактором в стране.
По заявлению российских официальных лиц, президенты обсудили ситуацию в Ливии. В ливийском конфликте турки выступают в поддержку одной из враждующих сторон, перебросив в Ливию из Сирии около 17 тысяч исламских боевиков. В соответствии с достигнутыми между ливийскими сторонами договоренностями в Женеве эти формирования должны быть выведены из страны до 21 января 2021 года.
Но наиболее чувствительной темой разговора была проблема вооруженного конфликта на юге Кавказа. Россия выступает за его немедленное и безусловное прекращение и начало мирных переговоров. Тогда как Турция фактически заинтересована в продолжении конфликта и в одностороннем порядке оказывает военную помощь Азербайджану. И Москва, похоже, с пониманием относится к этому, не вмешиваясь в турецко-азербайджанские отношения.
В то же время Россия не может допустить продолжения Турцией переброски в район вооруженного конфликта из Сирии групп боевиков из мусульманских экстремистских и террористических формирований. По данным руководителя Лондонской «Обсерватории по правам человека в Сирии» Рами Абдеррахмана, в Азербайджан из Сирии через Турцию уже доставлено 2350 арабских боевиков.
Эрдоган был уведомлен о том, что эти наемники представляют реальную угрозу безопасности России, которая вправе принимать соответствующие меры для их нейтрализации. Где бы они не находились. Авиационный удар в Идлибе был нанесен не по оппозиции, как хочет представить турецкий лидер, а по экстремистам, готовившимся убыть район конфликта в Нагорный Карабах. В этом вопросе позиция России в отношении действий Турции кардинально противоположна, жестка и не может быть смягчена.
Именно эта тема стала раздражителем в турецко-российских отношениях. Реджеп Эрдоган, по-видимому, отчетливо осознал серьезность предупреждения президента Владимира Путина и снова прибег к излюбленной воинствующей риторике и, мягко говоря, бескомпромиссности. По сведениям того же Рами Абдеррахмана, турки перебросили в Азербайджан новую партию наемников – около 300 бойцов.
При этом Эрдоган окончательно разбушевался: в выступлении перед своей фракцией он подтвердил намерение продолжить проведение войсковой операции против ориентирующихся на США курдских вооруженных формирований на северо-востоке Сирии. Учитывая реальную возможность возобновления военных действий в данном регионе, командование ВС Сирии с утра 28 октября приступило к отводу частей и подразделений регулярной армии из некоторых районов, находившихся под совместным с курдами контролем.
Командование российской группы войск в Сирии внимательно отслеживает обстановку в стране и будет взаимодействовать с сирийским руководством в соответствии со стратегическими планами.