
Юрий Веселов, военный обозреватель
По информации сирийского «Центра изучения проблем», переговоры между сирийскими и израильскими представителями состоялись на днях на авиабазе Хмеймим. Сирию представляли руководитель отдела национальной безопасности бригадный генерал Али Мамлюк и советник по безопасности администрации Басам Хасан. Со стороны Израиля переговоры вели бывший НГШ ВС генерал-лейтенант Гади Айзенкот и генерал в отставке службы «Моссад» Ари Бен Минаши. На встрече присутствовал командующий группировкой ВС России в Сирии генерал-лейтенант Александр Чайко.
Основной темой переговоров было обсуждение вопросов прекращения военного присутствия Ирана и лояльных ему милицейских вооруженных формирований на территории Сирии. Решение данной проблемы представляет особую заинтересованность израильского военно-политического руководства, считающего действия Тегерана по наводнению региона современным оружием реальной угрозой безопасности еврейскому государству.
Израильтяне в прямой постановке вопроса предупредили сирийцев о том, что деятельность Ирана вынуждает их усиливать нанесение превентивных ударов по подразделениям КСИР и союзным ему милицейским отрядам на территории Сирии с целью предотвращения поставок военного имущества для враждебных Израилю группировок в стране и соседнем Ливане. Именно военное присутствие Ирана в Сирии, по оценке израильской стороны, является главным дестабилизирующим фактором, препятствующим восстановлению существовавших до 2011 года доверительных отношений между государствами.
В свою очередь, сирийские представители сосредоточили внимание израильтян на жизненно важных для Сирии вопросах: сможет ли Тель-Авив убедить США, Западную Европу и арабский мир снять с Дамаска экономические и политические санкции, способствовать восстановлению прежних торговых отношений и полноправного членства в Лиге арабских государств? В случае получения твердых гарантий со стороны Тель-Авива и его западных союзников, Дамаск не исключает вероятности выполнения условий израильтян.
Безусловно, данная встреча была инициирована руководством России на фоне достижения Израилем поступательного прорыва в политике по нормализации отношений с арабским миром. Так, в 2019-2020 гг. израильтяне установили сотрудничество с ОАЭ, Бахрейном, Суданом и Марокко, а с рядом арабских монархий Аравийского полуострова существуют негласные военные и торгово-экономические связи.
Надо признать, что до начала внутриполитического кризиса в Сирии президент Башар Асад и его сторонники проделали определенную работу по снижению напряженности в отношениях с Израилем. По некоторым сведениям, Дамаск активно вел консультации о подписании мирного договора с Тель-Авивом в обмен на возвращение оккупированных сирийских территорий. Вмешательство третьих стран стало причиной провала переговорного процесса и начала «арабской весны».
Россия крайне заинтересована в нормализации отношений между Сирией и Израилем, которое, без сомнения, окажет огромное положительное влияние на снижение военной напряженности не только в стране, но и на Ближнем Востоке. Кроме того, сирийско-израильская нормализация отвечает интересам ведущих арабских государств и, прежде всего, Саудовской Аравии и других арабских монархий.
Москва в последнее время все более критично стала относиться к деятельности Ирана в Сирии: иранцы практически отказались от активных действий в подавлении террористического интернационала на сирийской территории, и сосредоточили большее внимание на незаконной милитаризации региона (Ирак, Сирия, Ливан), экономической экспансии путем скупки участков сирийской территории, промышленных и других объектов. К этой деятельности причастны высшие военные чины КСИР, располагающие мощным лобби в высших органах сирийской власти и силовых структурах.
Несмотря на оказываемую Ираном материальную и экономическую помощь, в сирийском обществе растет закономерное негативные антииранские настроения, в большой степени препятствующие деятельности сирийского правительства и органам государственной власти на местах. Поэтому Россия также выступает за сбалансированные отношения между Дамаском и Тегераном, и стремится всячески удержать сирийцев от попадания в явную зависимость от иранцев, которая грозит утерей суверенитета.
Что касается иранского руководства, то оно также не против снижения военной напряженности на Ближнем и Среднем Востоке, и откровенно надеется на изменение отношения США и Запада после прихода к власти Джо Байдена. Поэтому, не исключено, что иранское руководство было уведомлено о предстоящем сирийско-израильском контакте на российской авиабазе Хмеймим, и не стало препятствовать данной встрече.