Не будет преувеличением сказать, что современное культурно-цивилизационное "лицо" Грузии – заслуга именно России. Несмотря на особую тысячелетнюю культурную традицию, разделенная на отдельные полунезависимые царства, истощенная войнами и иноземным гнетом Грузия как пространство единой самобытной культуры к моменту подписания в 1783 году Георгиевского трактата о вхождении в Российскую империю, почти не существовала.
Только пребывание в составе России дало Грузии и грузинам возможность разорвать духовные путы персидско-турецкого провинциализма и самостоятельно войти в европейско-русское цивилизационное пространство.
На основе русской культуры, с привлечением традиционного древнегрузинского пласта была создана новая грузинская культура. Заслугой
России можно считать и воссоздание грузинской нации как таковой, существовавшей в раннем и среднем средневековье, но к концу 18-го века раздробленной на рыхлую группу субэтносов, слабо объединяемых религией и языком.
С самого момента принятие Грузии в свой состав, Россия начала проводить в отношении новой части империи патерналистскую политику, колонией Грузия не была. На фоне общемировой практики экономической эксплуатации колоний, Россия несла гораздо больше расходов по содержанию Грузии, чем получала доходов от нее. В частности, по указу царя Александра I все собранные налоги оставались в Грузии и шли на внутреннее развитие. На военные и другие общегосударственные нужды средства шли из бюджета России. Политическая элита Грузии почти сразу стала частью общеимперской. К середине 19 века в Грузии была создана современная для того времени система образования, что привело к появлению европейски образованной национальной интеллигенции. Первое поколение грузинской интеллигенции, к примеру, Илья Чавчавадзе, с огромным пиететом относилось к России и русской культуре.
Но пришедшее за ними новые генерации образованных грузин ментально отдалялись от России, хотя о полном разрыве речи не было. Лидеры возникшей в результате Октябрьской революции независимой Грузии были националистами, но не русофобами. К России они относились с достаточной долей уважения. Уважал Россию и русскую культуру и самый известный в мире грузин – Иосиф Джугашвили-Сталин. В условиях царской России он, выходец из бедной семьи, смог поступить в среднее учебное заведение, а его юношеские стихи на грузинском языке были включены в школьные учебники сразу после публикации.
"Золотой век" для Грузии наступил во времена сталинского СССР. Иосиф Сталин свою малую родину любил и всячески поддерживал. Во времена его правления, и после него,- вплоть до разрушения СССР, - Грузия была в привилегированном положении, по сравнению с другими советскими республиками. Слабоиндустриализированная Грузия получала высокие доходы благодаря искусственно поднятым для нее отпускным ценам на сельхозпродукцию. Уровень жизни населения в ней был значительно выше общесоюзного.
Советский патернализм по отношению к Грузии проявлялся не только в экономической, но и во всех других областях, в частности в культуре и искусстве. Была искусственно выращена "советская грузинская интеллигенция", ставшая впоследствии локомотивом процессов духовного размежевания с Россией и "Русским миром".
Самолюбование, кичливость и безмерные амбиции – все это стало нормой для советско-грузинской культурной элиты, такие же настроения начали превалировать и в народе. Россию и русских в Грузии постепенно начали презирать. Лауреат Сталинской премии, классик грузинской литературы Константин Гамсахурдиа в конце жизни "забыл" русский язык и демонстративно говорил на нем только со своей собакой. Его сын стал сначала антисоветским террористом, а впоследствии президентом постсоветской независимой Грузии.
Открытый разрыв с российским культурным пространством и создание национальной идеологии "вечного врага – России" произошло именно при президенте Звиаде Гвмсахурдиа, при этом русоненавистническая госидеология была принята и всем грузинским обществом того периода.
Но этот период был недолгим. Голод излечил от спеси. Страшное падение уровня жизни в начале-середине девяностых годов быстро вернуло грузинам чувство уважения к России. Несмотря на тяжелые условия жизни и в России девяностых, только в ней была возможность для грузин зарабатывать хоть какие-то деньги для своих голодающих семей.
Если брать нынешнее время, то современный президент Грузии Михаил Саакашвили вновь, после Гамсахурдиа, сделал полный разрыв с Россией главным идеологическим моментом государственной политики. Но она, в отличии от времен Гамсахурдиа, гораздо более тонка, изощренна и тщательно проработана. Поставлена цель не просто вырвать Грузию из "Русского мира", а сделать ее частью мира англосоксонского, что подразумевает выработку новых ментальных, культурных, образовательных и иных общественных стандартов. Фактически сделана заявка на создание новой "англосаксонско-грузинской" нации.
Для этой цели все, что еще связывает в духовном плане русский и грузинский народ, тщательно и методично вытравливается из общественной жизни и заменяется англоязычным эквивалентом. Русский язык запрещен на уличных вывесках, российское телевидение запрещено к трансляции, в том числе в интернете. Частью политики разрыва с Россией была и августовская война 2008 года. Шансов на победу у Грузии тогда не было, но "разведение" народов и превращение их во врагов произошло бы в любом случае.
Дальнейшие действия режима Саакашвили были выдержаны в том же ключе. Взрыв в Кутаиси памятника погибшим в Отечественную войну грузинам, демонтаж в Гори памятника Сталину, строительство "музея российской оккупации", - все это средство разрушения квазисоветских ментальных блоков грузинского национально сознания, попытки окончательно вырвать грузинское общество из духовных объятий, казалось бы, давно умершего СССР.
Но усилия по "десоветизации" и "дерусификации" грузинского сознания особых успехов не приносят. Грузия остается, причем достаточно прочно, частью российского культурно-цивилизационного пространства.
Советский период грузинской истории и Великая Отечественная война были и остаются одними из главных столпов грузинского коллективного сознания. "СССР в душах" остается живым, хотя бы потому, что тот уровень жизни и соцзащиты, который был у всех грузин в период "золотого века СССР", для саакашвилиевской Грузии абсолютно недостижим. Как и уровень жизни современной России. О нынешних российских зарплатах, пенсиях и общедоступной медицине подавляющее большинство грузин может только мечтать. Поэтому неудивительно, что, несмотря на активно навязываемый "образ врага", Россия для многих грузин во многом остается идеалом жизнеустройства, и они мечтают вновь соединиться с ней в неком "новом СССР". Что, помимо прочего, позволило бы безболезненно для грузинской национальной гордости решить юго-осетинско-абхазскую проблему.
Пророссийские настроения имеют и чисто прагматический аспект. Все пропагандистские клише саакашвилевских идеологов на тему: "мы твердо идем в цивилизацию, жить становится все лучше и лучше", – все это остается пустыми пропагандистскими трюками.
Прагматичный грузинский обыватель четко осознает, что шаткое экономическое благосостояние его страны накрепко связано с Россией. И после августовской войны денежные переводы из России – главный источник доходов Грузии, а поставляемому Россией дешевому газу замены нет и не будет. Именно российский газ сейчас не дает людям замерзать. В условиях, когда центрального отопления в квартирах нет с 1991 года, а электричество очень дорого, тбилисцы отапливают квартиры газовыми конфорками.
"Экономическая связь" с Россией видна даже на глубинном, порой даже подсознательном уровне. К примеру, на продуктах даже для своего, внутригрузинского употребления часто делают надписи на русском языке. Надписи эти, как и дизайн этикеток, изготавливают в старом, ностальгически-советском стиле. Присутствует в Грузии и уважение к российским товарам, люди считают, что "российское значит хорошее". Часто грузинские производители, к примеру, водки, маскируют свою контрафактную продукцию под российскую.
Помимо экономики есть и элемент "экзистенциального страха". У всех грузин в крови подсознательный страх перед цивилизационно чуждым, - кроме Армении, - мусульманским окружением их страны. Но этот страх в последние столетия компенсировался чувством "прикрытой спины", обеспечиваемой могущественным христианским северным соседом. Одномоментное превращение "покровителя" в "недруга" произойти в принципе не может. Поэтому стойкого, глубинного образа "врага" в Грузии Россия не приобрела, и не приобретет никогда. Ситуация когда Россия вообще может перестать быть соседом, - к примеру в результате победы исламских радикалов в северокавказских республиках, - для грузинского общественного сознания будет означать полную катастрофу, Апокалипсис, "крушение мира".
Различные факторы продолжают прочно связывать Россию и Грузию. По всей Грузии слышна современная российская музыка и песни. В Тбилиси работает русский драматический театр, его представления идут с аншлагами. Издаются русскоязычные газеты. Русский язык используется грузинами как международный в общении с другими народами: азербайджанцами, армянами, украинцами. Даже поставляющие квартирные газовые обогреватели украинцы комплектуют аппараты инструкциями на русском языке.
В образовании так же велика роль русского языка: огромный массив образовательной, в частности технической, литературы, издан и издается именно на русском языке. Попытки найти англоязычную замену этому массиву безуспешны.
Сохранение Грузии как части "русского мира" имеет и еще более тонкую и глубокую социально-психологическую составляющую. Англосаксонско-европейская "цивилизационность" не может в одночасье заменить веками вырабатывавшиеся Грузией и Россией культурные пласты. Традиции коллективизма, чувство "большой семьи",- все это довольно сильно представлено в русской социокультурной традиции. В грузинской выражено еще сильнее: "большая семья" - основа основ и общественной жизни и индивидуального сознания.
Навязываемый ныне "европейский" стиль жизни "общества конкурирующих атомов", не принимается Грузией. Насаждение идеологии общественной конкуренции и агрессивного индивидуализма в ней воспринимают как "духовную вивисекцию" и активно отвергают. В плане глубинных духовных ценностей и общественных идеалов Россия для Грузии и грузин гораздо ближе Америки. И это уже никак изменить нельзя.
Комментарии