В марте 2012 года исполняется 95 лет Февральской революции в России. По новому стилю события тех времен произошли не зимой, а весной, поэтому не стоит удивляться, что годовщина приходится не на февраль, а на март.
В СССР о причинах свершения революции «знал» каждый школьник. Простая формула: «верхи не могут управлять по-новому, низы не хотят жить по старому», казалось бы, всё объясняла. На этот нехитрый «скелет» потом пропаганда навесила и соответствующее «мясо», в виде бесконечных заклинаний о «прогнившем царизме», «голодающем народе», «позорных поражениях на фронте» и так далее. Это было призвано показать непрофессионализм верховной власти («не могут управлять»), а для «доказательства» второй части формулы, в которой говорится о нежелании масс «жить по-старому», приводили факты забастовок, и всевозможных волнений в Петрограде.
Но нынешние события на арабском востоке заставили более внимательно и скептически присмотреться к этим аргументам. Все воочию убедились, что за так называемым «народным протестом» отчетливо маячат организованные структуры с хорошим финансированием. Аналитики отмечали целый ряд признаков, по которым можно обоснованно предположить, что имело место вмешательство иностранных государств, а в случае Ливии дело дошло до военных ударов, которые страны-члены НАТО наносили по «каддафистам», совершенно этого не скрывая.
Банальным стало утверждение, что волна «революций» инициирована Западом, который преследует свои цели, никак не связанные с декларациями о демократии, свободе и правах человека. Понятное дело, что и в Египте, и в Тунисе, и в Ливии существовали реальные проблемы. Но где их нет? Противоречий и трудностей полным полно и в США. А главное, разве исчезли эти проблемы после свержения властей? Отнюдь нет. Ливия вообще оказалась на грани распада, а в Египте начался затяжной политический кризис, который ударил по экономике страны, уже недосчитавшейся значительных доходов из-за снижения туристического потока. Допустим, старые власти не смогли управлять «по-новому», да только вот те, кто пришел им на смену не продемонстрировали ничего принципиально более прогрессивного.
Давайте теперь с этой точки зрения посмотрим на основные этапы Февральской революции, и не окажется ли вдруг, что технологии, которые сейчас называют «оранжевыми» в полной мере были использованы уже тогда, почти сто лет назад.
Итак, 3 марта 1917 года забастовал Путиловский завод. Между прочим – это военное предприятие, а на весну 1917 года было запланировано общее наступление стран Антанты. Это «совпадение» очень красноречиво, но дальше-больше: в столице начались перебои с торговлей хлебом. Склады ломятся от муки, запасов много, но хлеб не поступает в продажу. Налицо саботаж, и даже попытка начать печь хлеб на военных булочных, блокируется. В городе начинает нарастать недовольство, но ситуация в целом под контролем.
7 марта Николай II уезжает в Могилев, где находится Ставка, и он, как Верховный главнокомандующий, собирается участвовать в подготовке наступления. Интересно то, что Россия выиграла военную кампанию 1916 года, когда и Германия, и Австро-Венгрия, и Турция потерпели поражения в битвах против нашей армии. Ожидалось, что к Антанте присоединятся США, так что в общей победе в войне никто не сомневался. Данный факт крайне важен, потому что Россия после войны должна была получить крупные территориальные приобретения, в том числе стратегические проливы Босфор и Дарданеллы. На Западе понимали, что это приведет к резкому усилению нашей страны, поэтому у стран-союзниц была серьезная заинтересованность не исполнять договоренности, заключенные с «царским режимом». Но если к власти в Петрограде придут другие люди, а царь превратится в частное лицо под арестом, то и старые подписи теряют свой вес.
Это потом пропагандисты расскажут о том, что Россия якобы выдохлась в войне, но развал фронта начался не до, а после Февраля, и расшатывать армию начнет другая власть. Так сказать, будут управлять по-новому.
Тем временем волнения в столице нарастают, полицейских избивают, а на «сторону народа» начинают переходить отдельные военные части. Власть в городе, по сути, бездействует, при этом царю настоятельно рекомендуют сформировать правительство, «пользующееся доверием всего населения». Вам ничего это не напоминает, Египет, например?
Николай, видя, что дело неладно, покидает Ставку и пытается приехать в Царское Село. Не тут то было, его поезд блокируют, и тогда он меняет направление движения. Царь едет в Псков, то есть в штаб Северного фронта. В это время 13 марта Временный комитет Думы объявляет, что берет управление страной в свои руки. Вскоре Британия и Франция признают мятежников властью в России. Очень красноречивый факт. И вновь, где то мы уже подобное видели. В Ливии?
Обратите внимание на то, что «народные» выступления происходят в Петрограде, а царь находится далеко от города, то есть отнюдь не массы «смели прогнивший режим». Но отречения от трона пока еще нет, царь формально остается во главе страны. Ряд высших военных чинов на него оказывают давление, 15 марта приходят телеграммы от командующих фронтами, в которых содержатся просьбы к Николаю отказаться от власти. Официально считается, что царь, в конце концов, уступил, и утвердил соответствующий документ. Хотя в наше время все больше людей сомневается в достоверности подписи царя, свержение законного монарха де факто произошло. 18 марта арестовали жену и детей Николая, и сделал это небезызвестный Лавр Корнилов, а финальным аккордом во всей этой истории можно считать 23 марта, когда было сформировано Временное правительство.
Результаты не заставили себя ждать. Запущенный вирус революции разложил фронт, началось повальное дезертирство, дезорганизованной оказалась экономика, темпы инфляции достигли невиданного уровня. Вскоре Россия не только потеряла возможность претендовать на территориальные приобретения, но и подписала Брестский мир, то есть капитуляцию. Затем началась Гражданская война, голод, разрушение промышленного потенциала, массовая эмиграция высококвалифицированных кадров, и все прочие «завоевания революции». Если это считать управлением по-новому, то действительно верхи в лице царя, так управлять и не могли, и не хотели. Согласитесь, здесь немало схожего с тем, что произошло на арабском востоке после вмешательства «доброжелателей» со стороны. А если кто-то думает, что в России 1917 года коллапс организован лишь внутренними силами, то приведу цитату из воспоминаний известного участника Белого движения Гаральда Графа:
«В январе 1917 года в Петроград прибыла союзная миссия, в лице представителей Англии, Франции и Италии.
После совещания с английским послом сэром Джорджем Бьюкэненом, французским послом Палеологом, Гучковым, бывшим в то время председателем Военно-промышленного комитета, князем Львовым, председателем Думы Родзянко, Сазоновым, Милюковым, генералом Поливановым и некоторыми другими лицами эта миссия имела наглость представить нашему государю требования следующего рода:
I. Введение в Штаб Верховного Главнокомандующего союзных представителей с правом решающего голоса.
II. Обновление командного состава всех армий по указаниям держав Согласия.
III. Введение конституции с ответственным министерством.
Государь император на эти «требования» положил такие резолюции.
По первому пункту: «Излишне введение союзных представителей, ибо Своих представителей в союзные армии, с правом решающего голоса, вводить не предполагаю».
По второму пункту: «Тоже излишне. Мои армии сражаются с большим успехом, чем армии Моих союзников».
По третьему пункту: «Акт внутреннего управления подлежит усмотрению Монарха и не требует указаний союзников».
В английском посольстве сейчас же после того, как сделался известным ответ государя, состоялось экстренное совещание при участии вышеупомянутых лиц.
На этом роковом и преступном совещании, имевшем для России бесповоротно гибельное значение, было решено «бросить законный путь и выступить на путь революции», причем время для переворота было назначено на первый же отъезд государя в Ставку. На полученные от союзных представителей деньги начала вестись усиленная агитация в пользу переворота.»
Думаю, дальнейшие пояснения не требуются.