Негативное развитие ситуации вокруг Нагорного Карабаха наглядно показало, что даже глубоко «замороженные» конфликты таят в себе опасный потенциал и могут в любой момент привести к серьезному обострению обстановки не только в конфликтном регионе, но и в мире в целом.
Война между Арменией и Азербайджаном за Карабах, очевидное вмешательство в нее Турции, равно как и накаленная ситуация на Ближнем Востоке, подогретая настойчивым стремлением американского президента Дональда Трампа реализовать в этом районе мира свой так сказать «мирный план», вкупе с дестабилизацией внутриполитической обстановки в самих Соединенных Штатов и нарастающей агрессивностью радикалов по всему миру, глобальной экономической нестабильностью, мировой коронавирусной пандемией и другими пугающими современными вызовами и угрозами, вполне способны столкнуть мир к хаосу, если бы не усилия ряда противостоящих этим тенденциям здравомыслящих политиков.
В этой связи невольно хотелось бы упрекнуть сильных мира сего, ведущих политиков и экономистов в провалах, которые они допустили в прогнозировании ситуации и выработке предупредительных мер, но ситуация такова, что сейчас не до упреков – здоровое международное сообщество противостоит упомянутым негативным тенденциям одновременно на множестве фронтов.
Одним из таких, бесспорно, является корейский фронт, хотя текущая ситуации на Корейском полуострове и вокруг него, сегодня особого беспокойства, вроде бы, не вызывает, если не учитывать того, что северокорейское государство без серьезной помощи извне, самостоятельно и отчаянно борется против пандемии, стремится обеспечить выживаемость страны в условиях жесточайших экономических санкций и политического давления со стороны явного большинства стран мира.
Ни это ли потенциальная опасность еще одного конфликтного рецидива. В такой ситуации исключать такую возможность не только нельзя, она явно маячит на фоне нестабильной внутриполитической ситуации в США, неопределенности внешнеполитического курса нового кабинета Японии в отношении Северной Кореи, да и не только Японии: фактически весь Запад отказался поддержать готовность и шаги северокорейского руководства к выходу из изоляции к активному участию в жизни мирового сообщества.
После провального американо-северокорейского саммита в Ханое в феврале 2019 года переговоры по денуклеаризации Корейского полуострова зашли в тупик, развитие процесса межкорейского сближения тоже. Реализация Совместного заявления лидеров КНДР и США в Сингапуре, Пханмунчжомской и Пхеньянской деклараций руководителей Юга и Севера Кореи остановлена. Северную Корею задавили санкциями, от нее требуют каких-то невыполнимых дополнительных уступок, а стремление южнокорейского лидера Мун Чжэ Ина хоть как-то не скатиться к очередному этапу конфронтации глохнет на фоне требований к Пхеньяну со стороны Запада «сделать первые шаги навстречу» и активных шагов южнокорейской элиты по демонстративному укреплению военного союза Южной Кореи с США.
И хотя, по оценке российской стороны, обстановка вокруг Корейского полуострова остается относительно стабильной, а вовлеченные государства не отказываются от диалога, нельзя не отметить, что общая ситуация остается шаткой и потенциально чреватой обострением.
В этих условиях Москва продолжает «убеждать партнеров по корейскому урегулированию одновременно пойти на пусть пока небольшие, но реальные шаги навстречу друг другу». Об этом, в частности, заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в интервью ведущему южнокорейском информационному агентству Енхап.
В интервью министр подчеркивает, что «Россия неизменно выступает за продолжение общего переговорного процесса по урегулированию всего комплекса проблем Корейского полуострова, включая ядерную», поддерживает «усилия Пхеньяна, Сеула, Вашингтона по нормализации межкорейских и американо-северокорейских отношений, содействует партнерам в их конструктивных начинаниях».
Вместе с тем чтобы не терять динамики этих процессов, Москва и Пекин обновили предложенную ими ранее «дорожную карту» корейского урегулирования. Тогда США, Республика Корея, КНДР и Япония проигнорировали эту инициативу.
Однако интересно то, что последующие за этим события развивались именно в русле российско-китайского документа: на первом этапе снижение военной напряженности вокруг Корейского полуострова за счет отказа КНДР от ядерных испытаний и ракетных пусков и отказа США и Республики Корея от проведения крупномасштабных военных маневров; а на втором этапе – нормализация американо-северокорейских и межкорейских отношений посредством налаживания регулярных двусторонних контактов.
Сейчас в Москве полагают, что можно было бы перейти к третьему этапу реализации документа – возобновлению многостороннего взаимодействия по урегулированию всего комплекса проблем Корейского полуострова.
Теперь об обновлении «дорожной карты». Совместные шаги предлагается предпринять «в четырех основных измерениях»: военном, политическом, экономическом и гуманитарном. «Их можно было бы осуществлять параллельно, чтобы достигать прогресса в решении тех или иных проблем без их искусственной привязки друг к другу. При этом указанные шаги могут потребовать организации работы в различных форматах», подчеркивает С. Лавров в интервью.
Обновленный план реален. Он позволяет вместе двигаться вперед, несмотря на возникающие на том или ином направлении сложности.
Кроме того, Москва предлагает начать постепенную отмену санкций, введенных ранее в отношении ранее КНДР, поскольку понимает мотивы северокорейцев. «После того, как лидер КНДР Ким Чен Ын заявил о своем стремлении к денуклеаризации, объявил в 2018 г. мораторий на ядерные испытания и пуски ракет большой дальности и поддерживает его до сих пор, мы тоже должны были пойти на конструктивные шаги навстречу Пхеньяну, в том числе начать постепенно ослаблять санкционный режим», уверен российский министр.
При этом он напоминает о нереализованном потенциале трехстороннего экономического сотрудничества в формате Россия-РК-КНДР. Так, в частности, интеграция корейских железных дорог с Транссибом, а также транзитные поставки трубопроводного газа и электроэнергии через КНДР в РК, не только были бы выгодны с экономической точки зрения для всех участников проекта, но и могли бы стать еще одним рычагом укрепления мира и безопасности на Корейском полуострове.
Этот обновленный план действий, равно как и ситуация вокруг Кореи стоят внимания мировой общественности. Ситуацию вокруг Кореи нельзя пускать на самотек, иначе еще одним конфликтом, еще одной проблемой для мира станет больше.