Парижские страсти вокруг закона об отрицании геноцида армян, принятого французскими парламентариями около месяца назад, продолжаются. Конституционный Совет Франции, выполняющий роль Конституционного суда, аннулировал этот закон, предусматривающий уголовную ответственность (год тюрьмы или штраф в 45 тысяч евро) за отрицание геноцида армян в Османской империи в 1915 году. Высшая юридическая инстанция Франции постановила, что этот закон "покушается на свободу выражения мнений и общения".
Законопроект, инициированный президентом Саркози, был внесен в Национальное Собрание в конце декабря депутатом от правящего "Союза в поддержку народного движения" (СПНД) Валери Буайер, представляющей один из округов Марселя, где сильна армянская община. Франция официально признала геноцид армян еще в 2001 году, однако не стала криминализовать его отрицание, при том, что отрицание холокоста начало считаться преступлением еще в 1990 году с принятием так называемого закона Гессо, ужесточающего ответственность за пропаганду расизма, антисемитизма и ксенофобии.
Сразу же после принятия закона об отрицании геноцида армян оппоненты заговорили о его неконституционности, пообещали довести разбирательство до Конституционного суда, что и было сделано. Значительную часть оппонентов составили депутаты СПНД и даже ряд министров правительства, в том числе глава МВД Ален Жюппе.
Документ о геноциде был принят французским парламентом 23 января этого года, спровоцировав серьезный дипломатический конфликт между Парижем и Анкарой. Турецкие власти, верные националистической традиции, заложенной основателем современной Турецкой республики Мустафой Кемалем Ататюрком, считают преступными разговоры о супер-резне, устроенной руководителями Османской империи в годы Первой мировой войны на населенных армянами землях.
Анкара, отрицая сам факт геноцида, заявляет, что в апреле 1915 года имела место лишь депортация армян в Сирию и Месопотамию, и Турция, мол, была вынуждена пойти на эту меру, так как шла война с Россией, которой армянское население Османской империи симпатизировало. Да, турецкие армяне с надеждой смотрели на русские войска, как на избавителей от турецкого ига, от резни и погромов, которым они регулярно подвергались, так что ничего удивительного в их симпатиях к России нет. Однако пятой колонной турецкие армяне не были.
Что касается так называемой депортации, то это было бегство уцелевших после массовых погромов армян, во время которого при переходе через пустыню погибли еще многие десятки тысяч человек.
Но почему Турция столь категорически отрицает факт геноцида, давным давно доказанного историками и политиками разных стран и имеющего документальные, в том числе видеодокументальные подтверждения? Дело в том, что признание факта геноцида влечет за собой необходимость платить денежную компенсацию потомкам погибших армян. Кроме того, Турции придется заплатить за принадлежавшие погибшим армянам земельные участки, дома, имущество. Ну, а самое главное, в Анкаре очень опасаются, что может снова встать вопрос о Западной Армении (провинции Карс, Ардаган, Баязет и Эрзерум), находящейся сейчас в составе Турции. Возвращение этих территорий в своё время требовал еще Сталин.
Словом, признание геноцида Анкара считает для себя крайне невыгодным с точки зрения ее государственных интересов, а раз так, значит, надо отрицать сам факт преступления, тем более, что дело - давнее, как считают турки, прошло без малого столетие.
Решение Конституционного совета Франции Анкара, которая до этого грозила Парижу полным разрывом отношений, встретила с удовлетворением. Глава турецкого МИД Ахмет Давутоглу заявил, что "Конституционный совет принял решение, которое соответствует духу защиты прав человека, присущему французской конституции и европейским ценностям, которые защищаем все мы". Противоположной была реакция Армянской общины Франции, встретившей вердикт КС с негодованием. "Армяне Франции не собираются сдаваться и в скором времени будут проведены акции протеста в связи с этим решением Конституционного совета", заявил лидер партии "Дашнакцутюн" во Франции Грач Варжапетян.
Президент Николя Саркози еще до того, как КС вынес свой отрицательный вердикт, пообещал, что, если закон об отрицании геноцида армян будет признан антиконституционным, то его соратники разработают новый проект, к которому нельзя будет предъявить претензии. В коммюнике, распространенном Елисейским дворцом сразу после решения КС, президент заявил, что разделяет "бесконечное разочарование и глубокую грусть всех тех, кто с признательностью и надеждой воспринял принятие этого закона, предназначенного для защиты их от отрицания, которое представляет собой не только оскорбление памяти жертв и достоинства их потомков, но и угрозу всей национальной общности".
Поскольку во Франции в полном разгаре идет президентская кампания – первый тур выборов назначен на 22 апреля (между прочим, день геноцида – 24 апреля), оппозиция обвиняет Саркози в заигрывании с влиятельной армянской диаспорой, в желании получить ее голоса на предстоящих выборах. Но сторонники президента отметают все обвинения в предвыборных мотивах. Буайер, автор аннулированного закона, заявила журналистам, что "огорчена, но настроена решительно". "Потребуется переделать по-новому кое-что", сказала она.
Словом, ясно, что вердикт Конституционного Совета еще не ставит точку во всем этом достаточно нашумевшем деле, связанном с одной из самых печальных страниц истории 20-го века.