В вопросе отстранения российской сборной чиновники WADA, МОК и другие инстанции перешли крайний рубеж, который окончательно запустил процессы, нанесшие Играм непоправимый вред.
Олимпизм умер! Он не воскреснет! И мы его убили! Олимпизм как идейная основа Олимпийского движения перестал существовать в минувшие выходные, а теперь нас ожидают его долгие и утомительные похороны.
Иезуитское решение МОК
Деланные восторги «России-24» по поводу того, что МОК не отстранил нашу олимпийскую сборную от участия в летней Олимпиаде в Рио – не более чем хорошая мина при очень плохой игре. Важное сказано – МОК отдает решение об участии конкретных спортсменов на откуп федерациям по видам спорта, которые должны созвать комиссии и прочее (процедура долгая).
Кроме этого, МОК не подвергает сомнению доклад канадского юриста, специалиста по ипотечному праву Ричарда Макларена. Более того, спортсмены и чиновники, упомянутые в данном «расследовании», не допускаются до участия в Играх.
Что это значит? Все достаточно просто. На Олимпиаду поедет очень малая и незначительная часть нашей сборной при условии, что отдельные федерации сильно подсуетятся, так как с момента оглашения вердикта МОК до открытия Игр остается 12 дней. Те, кто поедет, будут поставлены в невыгодные условия, так как разница часовых поясов для спортсменов требует длительной акклиматизации – от недели до трех.
По идее наши должны уже давно быть там и продолжать тренировки в бразильском климате. А они еще дожидаются, когда чиновники от международного спорта снизойдут до них и разрешат выступить на Играх, возможно, под нейтральным флагом. Способствует эта ситуация победе наших атлетов? Не надо быть специалистом в области спортивной подготовки, чтобы однозначно ответить на этот незамысловатый вопрос. Не способствует.
Второй аспект решения МОК – доклад Макларена, безоговорочно принятый за истину подчиненными Томаса Баха. Никакие возражения Москвы не приняты. Можно огульно обвинять наших спортсменов во всех смертных грехах – это будет принято на веру, потому что «это же русские».
Филькина грамота, или доклад Макларена
А между тем доклад Макларена – это смесь детективной истории и распространенных в США клише о России. Как утверждает канадец, тут не обошлось и без отечественных спецслужб, которые «подменяли» пробирки с мочой спортсменов, употреблявших допинг. Кстати, в Сочи это делал специально обученный ФСБ человек, замаскированный под сантехника, пишет Макларен.
Притом что представитель компании Berlinger Special AG, являющейся производителем емкостей для хранения образцов мочи и крови при антидопинговом контроле, выступил с заявлением, в котором утверждается, что ни в одном из собственных тестов, проведенных независимым институтом в Швейцарии, оказалось невозможным открыть запечатанные образцы мочи.
Стоит отметить, что доклад Макларена основан на данных «информатора», как его именуют западные журналисты, Григория Родченкова – экс-руководителя российского Антидопингового центра, который в 2016 году сбежал в США.
Примечательно, что Всемирное антидопинговое агентство ранее в 2015 году добивалось увольнения Родченкова с поста директора ФГУП «Антидопинговый центр», в подчинении которого находилась Московская антидопинговая лаборатория. В частности, в сентябре 2015 года экспертами WADA было заявлено, что Родченков участвовал в вымогательстве денег у спортсменов за сокрытие допинг-положительных проб. Вот такой замечательный свидетель с кристально чистой репутацией.
Желающие увидеть след Олимпийского комитета США в этой истории не без интереса узнают, что одним из близких приятелей Макларена является пожилой американец Джордж Митчел, экс-сенатор США, а также спецпредставитель Госдепартамента по Ближнему Востоку с 2009 по 2011 гг.
Кроме того, Митчел возглавлял комиссию по этике Олимпийского комитета США, а в годы холодной войны служил в американской военной контрразведке в Западном Берлине. Затем был приглашен на работу в ЦРУ. Впрочем, от данного приглашения Митчел отказался. Свое отношение к нашей стране Джордж Митчел выразил в своей работе Not for America Alone: The Triumph of Democracy and the Fall of Communism (Mitchel, 1997).
О дивный новый мир
Но проблема еще и в глубоком кризисе самого Олимпийского движения. Как известно, Олимпийские игры были возрождены бароном Пьером де Кубертеном в конце 19-го века и постепенно развивались вплоть до сегодняшнего момента. Среди прочего Кубертен утверждал, что спорт должен быть вне политики, а также провозглашал принципы честной игры (fair play).
Как соблюдаются кубертеновские принципы сегодня, можно наблюдать на любой Олимпиаде. Как ни стремится МОК заретушировать политический налет на преследовании российской сборной, получается это слабо. Очевидно, что все это политика. А допинг на сегодняшний день стал непременным спутником спорта высших достижений любой страны, потому что современные спортивные рекорды находятся на грани человеческих возможностей.
Как были забыты в свое время Олимпийские игры древности (условно назовем их преолимпийскими играми), так и сегодня Олимпийское движение модерна уступает место приходящему постолимпизму, в котором спорт – это политика. Спорт – это отсутствие принципа честной игры за пределами правил соревнований. Спорт – это соревнование в большей степени не спортсменов, а юристов, фармацевтических концернов и PR-агентств. Спорт – это площадка соперничества не спортсменов и команд, а государств.
Критики современного Олимпийского движения предлагают выделить игры для «чистых» спортсменов – более престижные. И отдельно – не такие массовые и широко освещаемые допинговые игры.
При этом однажды пойманный на допинге спортсмен должен быть дисквалифицирован пожизненно. Впрочем, здесь возникает ассоциация с запрещенным «суперанаболиком» – мельдонием, который можно купить в любой российской аптеке, где он будет называться милдронат. Обоснованность включения милдроната в список запрещенных препаратов до сих пор остается предметом спора. Однако наши спортсмены уже пострадали, потому что в отечественной спортивной медицине вряд ли можно встретить чаще назначаемый препарат (соревноваться с милдронатом могут разве что рибоксин и адаптогены).
Так или иначе, Олимпийское движение прежним уже никогда не будет. В вопросе фактического отстранения всей российской сборной на основе сырого бездоказательного обвинения чиновники WADA, МОК, Международной федерации легкой атлетики и международного спортивного арбитража перешли крайний рубеж, который окончательно запустил процессы, способные нанести Играм – прекрасному празднику торжества человеческого духа – непоправимый вред.
Несколько выводов для отечественного спорта.
1. Последние события также наглядно продемонстрировали, насколько мы не готовы к подобным информационным битвам. А вместе с тем спортивные состязания привлекают общественное внимание. Поэтому все скандалы вокруг этих событий получают вирусное распространение. По этой причине следует ожидать подобного спектакля и в преддверии чемпионата мира по футболу в 2018 году, который пройдет у нас.
2. Уполномоченным структурам необходимо извлечь важные уроки из происшедшего и наконец-то понять, что следует сменить приоритеты в развитии отечественного спорта. Сегодняшний курс на поддержку преимущественно спорта высших достижений ведет российскую систему спортивной подготовки в тупик.
Причина здесь в том, что интенсивное развитие массового спорта за счет большего количества спортсменов и доступности спортсооружений, системы отбора и ранней спортивной специализации в перспективе приведет и к развитию спорта высших достижений. К сожалению, в обратную сторону этот процесс не работает.
3. Необходимо навести порядок в отечественных спортивных федерациях. Причем это касается не только олимпийских видов спорта. Политика Минспорта в этой сфере привела, в частности, к тому, что, например, вид спорта каратэ представляют сегодня три федерации, имеющие официальную аккредитацию и получающие финансирование от министерства.
4. Важным шагом для развития у нас массового спорта будет являться возрождение Спартакиады народов СССР в новом ее исполнении.
5. Требует коренного реформирования национальная антидопинговая система, а отечественная спортивная фармакология – поддержки со стороны Минспорта…
Но разбить доказательную базу доклада Макларена даже после Олимпиады с последующим судебным преследованием канадского юриста в международных инстанциях – это дело необходимое.