26 ноября в Европейском парламенте, расположенном в бельгийской столице, состоялся очередной, XII Европейский русский Форум, организованный по инициативе ряда его левых русскоязычных депутатов, представляющих партии «зеленых» и «Свободный европейский альянс». В мероприятии приняли участие около 150 участников из пятнадцати стран, в том числе группа депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и некоторые российские эксперты.
Дискуссия проводилась в ходе четырех последовательных пленарных заседаний под общей темой «Эскалация отношений между Западом и Россией: будущее Европы в случае военного конфликта».
К участникам Форма с приветственным посланием обратился министр иностранных дел России Сергея Лавров. В общей сложности на встрече выступили 35 докладчиков, в том числе десять российских участников.
Было уделено повышенное внимание выявлению причин ухудшения военно-политической обстановки в Европе, в особенности, после 2014 года, которая была охарактеризована как находящаяся в настоящее время «в предвоенном состоянии».
Многие участники встречи не исключали возникновение войны в этой части земного шара, которая может вспыхнуть в результате либо случайных акций, либо преднамеренных провокационных действий со стороны государств, настроенных решать свои внутренние проблемы с помощью осложнения межгосударственных отношений с сопредельными странами, или государствами, проводящими иную внешнюю политику.
В сфере контроля над вооружениями незначительная группа участников встречи подвергала бездоказательной критике «нарушения российской стороной Договора о ликвидации РСМД» и «возможности использования российскими Вооруженными Силами тактического ядерного оружия в региональных конфликтах», хотя раздел о возможности применения ядерного оружия в действующей Военной доктрине России вообще не предусматривает подобных действий в каких-то специфических локальных ситуациях и не делит ядерное оружие на стратегическое и тактическое. Была предпринята единичная попытка использовать против России факт направления ей Соединенными Штатами вопросника о ее «несоблюдении» Договора о ликвидации РСМД, который, якобы, состоял из 25 вопросов.
Отдельные западные ораторы выражали опасение, что ограниченное применение даже тактического ядерного оружия или ядерных боезарядов малой мощности может привести к глобальной ядерной войне, в том числе «к катастрофическим последствиям» на европейском континенте в основном из-за отсутствия средств защиты от потенциального обмена ядерными ударами.
Обращалось внимание и на то, что в настоящее время и в ближайший обозримый период в будущем антивоенные и антиядерные движения в Европе вряд ли наберут такую же мощную протестную силу, как это было продемонстрировано в 70-е и 80-е годы прошлого столетия во многих европейских государствах, где были размещены американские ракетно-ядерные средства.
Мы со своей стороны поясняли, что главной причиной отсутствия такой общественной «волны» является более глубокое обвинительное информационно-пропагандистское давление государств-членов НАТО на Россию в области контроля над вооружениями на Россию, чем наоборот. Второй причиной подобного явления стало появление в европейских государствах правых националистических партий и движений, которые ратуют как за наращивание вооружений в своих странах, так и в рамках Североатлантического союза в целом.
В своих выступлениях по проблематике укрепления глобальной и европейской безопасности российские участники привели конкретные цифровые показатели в области контроля над вооружениями, которые свидетельствуют о попытках США и их ближайших союзников по трансатлантическому альянсу сломать систему двусторонних и многосторонних договоров в обозначенной сфере.
В частности, отмечалось, что между США и Россией по вине Вашингтона в данной области возникло в общей сложности 15 нерешенных вопросов различной степени сложности; США негативно отреагировали в общей сложности на 12 двусторонних и многосторонних договоров в названной области, то есть либо разорвали их в одностороннем порядке, либо отказались ратифицировать, либо их нарушили, либо предпочли их не замечать и не обсуждать. Никто из участников встречи не возразил утверждению с российской стороны, что Вашингтон уже 95 раз нарушил Договор о ликвидации РСМД, когда с 2001 года при тестировании эффективности системы ПРО в качестве перехватываемых ракет-мишеней Пентагон использовал и по-прежнему использует ракеты средней и меньшей дальности, запрещенные этим договорным актом. Об этом говорят открытые пресс-релизы Управления по ПРО Министерства обороны США, регулярно размещаемые на его Интернет-сайте.
Российские участники поставили вопрос о полном выводе американского тактического ядерного оружия из Европы и Азии, о ликвидации операционных баз ПРО США на территории Румынии и Польши, а также о прекращении операции ВВС НАТО «Балтийское воздушное патрулирование» в воздушном пространстве Балтии, в которой используются самолеты двойного назначения всех трех ядерных держав Запада.
Практические предложения других ораторов в основном сводились к разработке новых контрольных механизмов по недопущению наращивания сил общего назначения, в особенности, в приграничных зонах, а также предусматривали снижение тенденции повышения возможностей применения ядерного оружия за счет принятия таких мер как: понижение степени боеготовности ракетно-ядерных средств, вывод ядерного оружия тактического назначения (при этом зоны или районы применения такой меры не обозначались), а также достижение договоренности о неприменении ядерного оружия в первом ударе.
Выдвинутые предложения были высказаны в общем виде, они не детализировались и не разъяснялись к какому государству или группе государств они были обращены. Но они свидетельствовали о том, что в Европе растет беспокойство в связи с наращиванием военных потенциалов.
Подобные «общественно-политические слушания» в стенах Европейского парламента будут продолжены.