В последнее время о роли России в корейском урегулировании заговорили активнее – больше на Юге Кореи, меньше на Западе и, традиционно, лишь слегка в Пхеньяне – в основном на официальных приемах по какому-либо торжественному случаю в двусторонних отношениях.
В Сеуле даже решили направить в Москву специального посланника У Юн Гына - бывшего депутата Национального собрания трёх созывов, бывшего посла Республики Корея в РФ России.
Южнокорейские СМИ сообщают, что У Юн Гын в ходе этой поездки намерен призвать Россию к активизации сотрудничества с заинтересованными странами для того, чтобы достигнуть продвижения в решении проблемы денуклеаризации Корейского полуострова и установлении постоянного мира в регионе.
Кроме того, южнокорейский посланник хотел бы еще раз заверить российское руководство в «твердом намерении» Сеула укреплять отношения с Москвой и стремлении сохранить динамику отношений и «продолжить двусторонний диалог на высоком уровне», несмотря на ограниченный характер общения» из-за коронавирусной пандемии.
Чего больше в стремлении администрации Мун Чжэ Ина, направившего в Москву своего представителя, - реальной заинтересованности в активизации роли России в корейских делах или все же в «сохранении динамики отношений» - покажут результаты этой поездки и последующих контактов.
До сегодняшнего дня Сеул намного больше нуждался в укреплении союза с Вашингтоном, и пока каких-либо серьезных признаков изменения позиции руководства Южной Кореи не наблюдается, если не принимать во внимание почти незаметную фразу из выступления министра обороны РК Со Ука в ходе видеоконференции по оборонной тематике Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и региональных партнёров АСЕАН по диалогу.
Тогда Со Ук, как бы вскользь, но все же назвал мирный процесс на Корейском полуострове частью процесса установления мира и сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе, призвав мировое сообщество поддержать его. Известно, что Россия и Китай рассматривают возможность эффективного решения корейского вопроса именно в таком контексте и таком масштабе.
Но об этом сказал не президент и не министр иностранных дел Кореи, а министр обороны – пусть и высокое лицо, но явно не дипломат. При этом формат участников этой видеоконференции включал представителей лишь РК, Китая, Японии, Австралии и Индии.
Интересна в этой связи позиция Пекина, высказанная министром иностранных дел этой страны на недавней встрече в Сеуле с главой южнокорейского МИД Кан Ген Хва. Южнокорейские СМИ сообщают, что Ван И тогда сказал, во-первых, что судьбу Корейского полуострова надо отдать в руки самих корейцев Севера и Юга», во-вторых, он заверил, что «Китай, в качестве важного соседа Корейского полуострова продолжит играть конструктивную роль» в делах корейского урегулирования».
В-третьих, Ван И особо подчеркнул, что «направленность будущей политики КНДР определится на 8-м съезде Трудовой партии Кореи, намеченном на январь будущего года, и нам вместе необходимо следить за тем, каким курсом дальше пойдет Северная Корея».
При этом главы китайской и корейской дипломатий пришли к единому мнению о том, что ситуация на Корейском полуострове «нестабильная», поскольку, дескать, Север занял выжидательную позицию в преддверии смены власти в США».
Правда, как-то непонятна увязка, допущенная высокими представителями РК и КНР. А что же здесь плохого в позиции Севера? Пхеньян действительно выжидает, он терпеливо молчит и не делает выпадов в адрес США - даже в условиях демонстративного ужесточения позиции американской администрации в отношении КНДР.
А вот Вашингтон совсем недавно, в ноябре, расширил список санкций в отношении КНДР, в него вошли шесть юридических лиц и четыре судна. Что ж, может теперь представителям Пхеньяна еще и сплясать от радости!
Между тем, российские представители не раз говорили о необходимости дать Пхеньяну какой-нибудь ободряющий сигнал – хотя бы, если не снять, то ослабить санкции.
Что же касается ситуации на Корейском полуострове, то оценка ее со стороны глав МИД РК и КНР явно не дотягивает до реальности. Именно нынешняя выжидательная позиция КНДР обеспечивает сегодня стабильность на Корейском полуострове.
Когда разрешится ситуация с президентством в США, когда новая или прежняя администрация США подтвердит или скорректирует свой курс на корейском направлении, тогда и 8-й съезд ТПК примет соответствующие ситуации решения.
Понятно, Пхеньян не потерпит внешнего давления – с какой-бы стороны оно не исходило. Понятно также, что северокорейское руководство рискнет испробовать все пути, чтобы добиться мирового признания ядерного статуса КНДР. Это наилучший для Пхеньяна вариант развития событий.
Но есть и другие варианты - к примеру диалог на ракетно-ядерную тему всех заинтересованных сторон. Но опять же Пхеньян устроит диалог равноправный и уважительный – такой диалог, на который в свое время согласился Дональд Трамп.
Известно, что 1 декабря по инициативе американской стороны состоялся телефонный разговор замминистра иностранных дел России Игоря Моргулова и первого заместителя госекретаря, спецпредставителя США по Корее Стивена Бигана. Сообщается, что в ходе беседы обсуждались текущая ситуация вокруг Корейского полуострова и перспективы комплексного урегулирования проблем субрегиона.
Именно комплексное урегулирование целого ряда проблем предлагает российско-китайская дорожная карта. Заинтересовалась ли в конце концов эти планом американская администрация и другие потенциальные участники мирного процесса, и какими могут быть роли каждого из них на определенных этапах – покажет время.
Вряд ли правы и те, кто сегодня твердит об утрате Россией возможностей влияния на дальнейшее развитие ситуации на Корейском полуострове и вокруг него, а также о том, что, мол, и сама Москва давно утратила интерес и стремление к активному участию в корейском урегулировании, да и Пхеньян больше не воспринимает Россию, как возможного посредника.
Все, что происходит у границ России не может ее не интересовать, и политика КНДР – в том числе. Просто руководство новой России никому не навязывает свое посредничество кому бы то ни было. Его принцип хорошо озвучен известным героем известного российского фильма Жегловым: а вот пусть они за себя похлопочут, а мы рассмотрим.
Как бы то ни было, но кроме российско-китайской, другой дорожной карты корейского урегулирования, увязывающей интересы всех заинтересованных сторон, сегодня нет. Возможно, какая-то новая тоже появится и в будущем даже будет рассматриваться, в том числе и Москвой. Но это только в том случае, если в ней будут равнозначно учтены интересы безопасности для всех стран региона.
Очевидно, этого не могут не учитывать другие погруженные в решение проблемы страны – в том числе и Северная Корея. Принцип «выслушать Москву и сделать наоборот» точно не пройдет.