Почти семь лет Украина методами террора ведет войну против донецких республик. Найти, выследить, убить или похитить человека – по таким принципам действуют украинские спецслужбы, не считаясь ни с нормами права, ни с затратами и потерями. Надо отметить, что натасканные и обученные западными инструкторами спецслужбисты – это уже не беззубые крышеватели бизнеса и вымогатели денег, а матерые, опытные и циничные профессионалы в плане подготовки терактов, диверсий и агентуры. У них теперь богатый арсенал средств – абсолютная поддержка украинского государства, индульгенция от западных стран, щедрое финансирование и полная безнаказанность. И пока длинные руки террористов в погонах не будут укорочены силовыми способами, практика террора не прекратится.
После приостановки активных боевых действий в Донбассе, началась фаза операций спецслужб против республиканцев. Это и внедрение украинского подполья на всех уровнях, и проведение подрывов мостов, линий электропередач, вышек мобильной связи, памятников на территории ЛДНР, и вербовка шпионов из граждан республик, и физическое устранение командиров ополчения – показательные акции устрашения по схемам американских и английских спецслужб и в духе бандеровских аттентатов. Так члены украинских националистических организаций называли покушение и осуществление политического убийства. В сороковых годах прошлого столетия жертвами бандеровского аттентата становились советские бойцы и офицеры, партизаны, председатели сельсоветов, сельские врачи и учителя, командированные молодые специалисты по восстановлению хозяйства на Западной Украине. Бандеровцы зверски и беспощадно уничтожали целые семьи за сотрудничество с советской властью, считая это предательством украинской нацидеи. И теперь история повторяется. Более того, глава раскольнической церкви, преданный анафеме самозваный патриарх Филарет заявил, что «убийство сепаратистов не является грехом». При такой поддержке маховик террора развернулся масштабно.
Гибель большинства известных командиров ополчения шла чередой: Алексей Мозговой, командир бригады «Призрак», до гибели на него покушались трижды. Машину Мозгового остановили на трассе взрывным устройством и расстреляли. С ним погибли его пресс-секретарь, двое охранников и водитель, а также двое местных жителей, случайно оказавшихся на месте покушения. Евгений Ищенко из Первомайска расстрелян вместе с тремя сопровождающими его гуманитарщиками-волонтерами. Павел Дремов, командир Первого казачьего полка им. Платова, погиб у Первомайска ЛНР. Его машину взорвали, когда он ехал на собственную свадьбу. Олег Анащенко, начальник управления Народной милиции ЛНР. Его автомобиль был взорван в Луганске, с Анащенко погиб еще один человек. Между поселками Родаково и Желтое обнаружен расстрелянный автомобиль с телами трех ополченцев ЛНР. Среди них - командир Армен Багирян, позывной Багги.
В Донецке убит беркутовец Роман Возник, командир отряда «Мираж», депутат парламента Новороссии, его авто расстреляли на центральной улице. Убит Владимир Цвях, бывший командир батальона «Хулиган». Застрелен в городе заместитель командира 100-й бригады ДНР полковник Евгений Кононов (позывной Кот). В Макеевке на железнодорожном переезде подрывом фугаса уничтожен автомобиль с командиром 7-й бригады армии ДНР, позывной Заря. 16 октября 2016 года при взрыве в лифте жилого дома погиб командир батальона "Спарта" подполковник Арсений Павлов, легендарный Моторола, и его боец Евгений Гадлия. По делу об убийстве Моторолы задержаны шесть человек, связанные с украинскими националистическими организациями. Убит Михаил Толстых, позывной Гиви, командир отряда «Сомали». По его штабу выстрелили из огнемета "Шмель". Взорван в кафе глава ДНР Александр Захарченко, с ним погиб телохранитель. И это далеко не полный мартиролог погибших в терактах или при странных обстоятельствах.
Похищения людей также широко и успешно применяются украинскими силами специальных операций. Одна из таких групп захватила в ДНР и вывезла на Украину Владимира Цемаха, который в 2014 году был командиром ПВО г. Снежное. Украинская сторона решила, что он причастен к катастрофе малазийского «Боинга» и собиралась запытать его и вынудить дать ложные показания. Цемах уже ушел из ополчения по состоянию здоровья, сбить «Боинг» никак не мог, так как ПВО, которой он командовал, состояла из нескольких зенитных установок. Однако его похитили прямо из квартиры, где он жил с семьей. В тихий тыловой город, очень далеком от линии фронта, беспрепятственно проникли диверсанты, вели слежку, сняли жилье в одном доме с полковником ПВО. Цемаха ударили по голове, укололи психотропным препаратом, привязали к инвалидному креслу и на его же машине вывезли в Донецк, а потом через КПП – на украинскую сторону. На пропускном пункте предъявили фальшивые документы, будто транспортируют парализованного отца в Днепропетровск. Тревогу подняла жена Цемаха, обнаружив отсутствие мужа, следы крови и разгромленную квартиру. Избитый и измученный Цемах на допросах не сломался, его выпустили по обмену пленными, поменяв на украинского режиссера-националиста Олега Сенцова, который отбывал срок за подготовку терактов в Крыму. Украинские политики так оценили ситуацию: «Учитывая жесткий режим в ДНР, тщательный досмотр на пунктах въезда и выезда, полный контроль над населением, постоянные обыски, проверки документов, досмотры, профилактические аресты — нами проведена чрезвычайно успешная операция». Вскоре Служба безопасности Украины заявила о проведении спецоперации на территории Луганской народной республики, где тоже был похищен и вывезен на подконтрольную Киеву территорию один из ополченцев.
Затем готовилось покушение на жизнь или похищение проживающего в республике итальянца Андреа Пальмери, добровольца-ополченца. После ухода со службы Пальмери открыл мини-пекарню и остался жить в Алчевске, ЛНР. Для захвата итальянца украинские спецслужбы привлекли двух диверсантов, завербованных ранее. Они собирались накачать итальянца наркотиками и перетащить на Украину или ликвидировать его. Диверсантов обеспечили джипом Range Rover, пистолетами, гранатами и ампулами с наркотиком. Но все пошло не по плану, контрразведка ЛНР задержала диверсантов. Они были не просто завербованы, а внедрены в одну силовую структуру, передавая данные о сотрудниках военной прокуратуры и дислокации армейцев. Вот что поведал диверсант Лукьяненко на допросе: «На полигоне мы проходили минно-саперное дело, огнестрельное, физподготовку. За операцию по похищению мне обещали 15 000 долларов. За сведения о маршрутах донецких армейцев - 11 евро, за список сотрудников военной прокуратуры – 120 евро и 900 евро за вербовку работника донецкой военной прокуратуры для СБУ».
Спецоперации с засадами, похищениями, нападениями сотрудники украинской разведки и Службы безопасности с территории донецких республик перенесли и на российскую землю, где находят пособников. Случаев вербовки шпионов и создания украинских агентурных сетей, которые выявляются ФСБ, немало. Самые громкие из них – инцидент в Крыму, где при задержании украинских диверсантов погибли подполковник ФСБ Роман Каменев и военнослужащий Минобороны ефрейтор Семен Сычев. Часть диверсантов обезвредили, часть скрылась после боя. По сообщению пресс службы ФСБ, пособниками диверсантов были двое российских граждан, оба арестованы, диверсии были подготовлены и планировалась по линии главного управления разведки Министерства обороны Украины.
Пять украинских диверсантов, разбившись на две группы, пересекли границу по морю, на берегу Перекопского залива извлекли из тайника оружие и выдвинулись к точке сбора. Они планировали взрывы на территории вертолетного полка в Джанкое, на паромной переправе в Керчи, муниципальном предприятии по снабжению водой, выбирали объекты.
Спустя время стало известно об операции противодействия ФСБ украинским диверсантам в Подмосковье. По этому делу задержали семь граждан России, которые содействовали украинцам в похищении сотрудника Министерства государственной безопасности ДНР Романа Волянюка и вывозе его на Украину. Операцию координировали украинские спецагенты. Семеро россиян согласились работать с ними за гонорар в 200 тыс. долларов и получили по 50 тыс. аванса. По информации ФСБ, организаторы нападения и похищения причастны к терактам в Донецке и готовили еще несколько похищений и убийств россиян.
А в начале декабря ФСБ России сообщила, что российские пограничники ночью вступили в бой с вооруженной группой из трех человек, прорывавшихся на Украину через границу в Белгородской области. Через несколько дней Следственный комитет России добавил информацию, что у убитого в перестрелке украинца были автомат, рация и прибор ночного видения.
Особый цинизм ситуации в том, что на фоне таких фактов Украина просила Совет безопасности ООН признать Донецкую и Луганскую республики террористическими организациями и предпринять эффективные меры по отношению к России, которая спонсирует эти организации. Украинские депутаты также требовали от Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) признать ЛДНР "террористическими организациями». В этом перевернутом мире террористы считают себя правыми и требуют наказать жертв. Хотя настоящие террористы должны быть осуждены и уничтожены.