Александр Пономаренко, политолог
25 января президент Украины Владимир Зеленский второй раз отметил день своего рождения в качестве президента Украины. От депутатов своей парламентской фракции он получил в этот день подарочный фолиант «Украина – казацкая держава». В интернет-магазинах, где цена такого издания доходит до суммы, эквивалентной 340 тысячам рублей, говорится, что среди его 5 тыс. с лишним фотоиллюстраций есть, в частности, 535 портретов гетманов, кошевых атаманов, казацких старшин и их семей. Возможно, среди них есть деятели, которых президент считает образцом для подражания. Однако фактически как раз к нынешнему 43 дню рождения Зеленского стало ясно, что он не просто похож на своего предшественника Петра Порошенко, а превзошел его в радикализме в подходе по крайней мере по трем вопросам, связанным с отношениями с Россией либо непосредственно, либо через конфликт в Донбассе.
Так, главным своим достижением в этом конфликте президент Украины считает гораздо более спокойную обстановку на линии соприкосновения, после переподтверждения прекращения огня с 27 июля. И действительно, хотя сейчас нет почти полной тишины, имевшей место в августе-сентябре, количество нарушений перемирия, которое отмечает мониторинговая миссия ОБСЕ, все равно остается раз в 5 меньше, чем год назад. Однако политические последствия из более спокойной обстановки следуют противоположные тому, что можно было бы ожидать.
Так, при Порошенко выборы на подконтрольном Украине Донбассе проходили регулярно, за исключением небольшого числа непосредственно прифронтовых населенных пунктов. Так, осенью 2014 года прошли парламентские выборы, через год – местные, весной 2019-го - президентские, ну а в июле 2019-го – уже при Зеленском – снова парламентские. При этом обстановка в Донбассе была напряженней, чем сейчас.
Однако прошлой осенью местные выборы не состоялись на большой части Донецкой и Луганской областей, поскольку, по мнению областного руководства, назначенного Зеленским, там было невозможно обеспечить должную безопасность граждан. Лишенными избирательных прав оказались, в частности, жители двух крупнейших из подконтрольных Киеву городов Луганщины – Северодонецка и Лисичанска. Всего же в области выборы не проводились на 211 участках из 521 (42%), где прошли выборы в Верховную раду годом ранее и где проживает больше половины избирателей региона, порядка 280-290 тысяч. В Донецкой области таких же прав было лишено порядка 200-210 тысяч избирателей (15% от общего числа).
Но выборы на этих территориях нельзя отменить раз и навсегда. По украинскому законодательству если они по каким-либо причинам не состоялись, Центризбирком Украины должен определить следующую дату их проведения.
ЦИК считал теоретически возможным провести выборы 28 марта, но для этого он должен был до 15 января получить выводы руководства областей о том, что выборы безопасны, для чего направил им соответствующий запрос. Казалось, что на этот раз положительный ответ возможен. Так, в прошлом году позицию местных властей можно было объяснять прежде всего боязнью сокрушительной победы Оппозиционной платформы – За Жизнь (ОПЗЖ) и полного провала (то есть непрохождения в соответствующие советы) президентской партии. Однако результаты октябрьских выборов в советы общин и райсоветы в Донбассе нельзя назвать катастрофическими для власти и особо негативными на фоне остальной Украины. Да, ОПЗЖ получила лучший результат в сравнении с другими партиями, но практически нигде он не позволил ей иметь абсолютное большинство. А партия власти получила представительство везде, хотя и миноритарное.
Тем не менее 15 января по итогам совещания с представителями командования украинской военной операцией назначенные Зеленским губернаторы направили центризбиркому ответ, где говорилось что проводить выборы небезопасно. Очевидно, по такому же сценарию власть будет реагировать и при дальнейших запросах.
Второй вопрос – это освобождение удерживаемых лиц, предусмотренное Минскими соглашениями. Причем в данном случае речь шла исключительно о сторонниках Киева. Как известно, 16 января ДНР и ЛНР заявили, что готовы в одностороннем порядке передать Украине через депутата Рады главы политсовета ОПЗЖ Виктора Медведчука нескольких удерживаемых ими лиц. (Позже стало известно, что речь идет о 9 людях). Такая передача, не в рамках обмена, согласованного в Контактной группе, а как акт гуманности не раз случалась в ходе конфликта в Донбассе, особенно в начальной фазе. Последний раз подобное происходило в декабре 2016, когда депутат Надежда Савченко согласовала освобождение двух лиц на встрече в Минске с тогдашними главами ДНР и ЛНР Захарченко и Плотницким.
Это стоило Савченко исключения из парламентского комитета по обороне и нацбезопасности Рады, но причиной возмущения был сам факт встречи с «главарями боевиков», как говорят в Киеве. Сама же реакция была спокойней, чем сейчас. Действия парламентария тогда не становились поводом для заявления украинского МИД, а саму Савченко представители власти не именовали «неадекватным званию украинского гражданина лицом», как назвали Медведчука на странице украинской делегации в Контактной группе в соцсетях. А ведь политик сейчас не общался ни с главами ДНР и ЛНР, ни с их представителями на Минских переговорах.
Ну а главное – те, о чьей передаче тогда договорилась Савченко, были переданы ее представители Владимиру Рубану и спокойно вернулись на подконтрольную Украине территорию. Сейчас же Киев практически отказался принять своих граждан, хотя их возвращение из неволи всегда объявлялось высшим приоритетом, и все, кого республики Донбасса, собирались отдать, официально фигурировали в списках на обмен. Нет, официально отказа нет, но практически передать Медведчуку удерживаемых лиц можно было двумя способами. Либо через Минск, либо непосредственно с неподконтрольных территорий, попасть на которые можно, лишь получив пропуск Службы безопасности. Но авиаслужба запретила вылет самолета Медведчука из Украины, а на обращение относительно пропуска к главе СБУ Ивану Баканову он не получил ответа.
И третье. При Порошенко возникла практика объявлять все протестные акции происками Москвы и ее агентов. Такое объяснение – несмотря на всю его анекдотичность – приписывали и акциям Саакашвили в Киеве в конце 2017-го, так называемому Михомайдану. Но одно дело просто пытаться дискредитировать участников протестов, называя их вражескими агентами в СМИ и соцсетях, а другое – возбуждать против них уголовные дело по соответствующим статьям. Второго при Порошенко не было. Зато сейчас, когда по всей Украине идут массовые акции против повышения тарифов на газ и отопление, СБУ уже отрапортовала о задержании российского агента, который готовил в Херсонской области «тарифный Майдан». Это не перегибы на местах. Информация опубликована на сайте ведомства. А вышедшая 25 декабря «Белая книга» службы внешней разведки Украины также утверждает, что недовольство повышением коммунальных тарифов, раздувается Россией.
Все эти действия, особенно отмена выборов в Донбассе, объективно выглядят тестированием Запада со стороны Киева с целью выяснения того, насколько далеко может он идти, свертывая демократические нормы, под предлогом противостояния с Россией. Нынешнее отсутствие критики выглядит как карт-бланш на более масштабные действия подобного рода. С другой стороны, если для украинской власти так важно, чтобы столько его граждан не могло голосовать, то зачем тогда заниматься вопросами безопасности (не говоря уже о других) в Донбассе? Не лучше ли, если ситуация будет такова, когда станет однозначно ясно, что голосовать там не безопасно.
Пока общество, однако, не оценило трансформации Зеленского. Это видно по итогам опроса, проведенного 22 января Киевским международным институтом социологии (КМИС), обнародованным в этот вторник. Возможно, публикацию задержали на день, чтобы не портить президенту настроение, ибо результаты оказались убийственными. Так, было и раньше известно, что рейтинг его самого и его партии «Слуга народа» постепенно падает. Тем не менее, они оставались уверенными лидерами, и лишь в самом конце прошлого года появились опросы, где партия Зеленского чуть уступает ОПЗЖ. Но на этот раз «Слуги» оказались лишь четвертыми по уровню поддержки (8,5% или 11,2% от определившихся избирателей), пропустив и ОПЗЖ, и «Евросолидарность» Петра Порошенко и «Батькивщину» Юлии Тимошенко.
У самого президента рейтинг традиционно выше, чем у его партии. Он остается лидером с 13,4% готовых голосовать за него (и 19,8% от определившихся), но, по сравнению с опросом той же соцслужбы месяцем ранее, потерял четверть электората. Это, очевидно, результат повышения тарифов и локдауна. Правда, во втором туре Зеленский опередил бы Порошенко (по другим кандидатам замеров не было), но впервые неубедительно – 30,6% против 24,9% При этом почти треть не пожелали бы участвовать в голосовании, не видя принципиальной разницы между обоими кандидатами.