Пётр Орлов, политолог
Первый секретарь ЦК Компартии Кубы Рауль Кастро ушёл в отставку. Несомненно, это эпохальное событие, знаменующее собой формальный конец руководства Кубой Фиделем и Раулем Кастро. Однако это отнюдь не перелом в истории Острова Свободы, как эту страну окрестили вскоре после победы Кубинской революции в 1959 году, совершенной как раз братьями Кастро и группой их сподвижников. Рауль оставляет Кубу в руках нового поколения политических и государственных руководителей, воспитанных в духе тех идей, которыми он и его брат руководствовались все годы после революции.
Отставка была объявлена довольно прозаично. Рауль выступил с большим докладом на открытии 8-го съезда Компартии Кубы. Он проанализировал положение в стране, дал оценку угрозам в адрес Кубы, заявил, что оборона страны остается основополагающей задачей. И в самом конце своего выступления сказал: «Что касается меня, то я завершаю свою задачу в качестве первого секретаря Центрального Комитета Коммунистической партии Кубы с чувством выполненного долга и уверенностью в будущем Родины, с обдуманной убежденностью не принимать предложений о том, чтобы остаться в высших органах партийной организации, в рядах которой я останусь как революционный боец, готовый вносить свой скромный вклад до конца жизни. Ничто не обязывает меня к этому решению. Но я горячо верю в силу и мужество примера и в понимание моих соотечественников. И пусть никто не сомневается в том, что я, пока жив, буду постоянно готов защищать Родину, Революцию и социализм».
Заранее об этом решении знали, вероятно, лишь некоторые люди из ближайшего окружения кубинского лидера. Хотя, конечно, нельзя сказать, что это стало совершенной неожиданностью. Этот шаг обусловлен, естественно, возрастом Рауля. 3 июня ему должно исполниться 90 лет. Кроме того, его знаменитый брат Фидель ранее подал соответствующий пример и задолго до своей кончины в 2016-м отошел от формального руководства Кубой. И, главное, кадровые изменения в высшем руководстве страны в течение последних трёх лет говорили о том, что Рауль готовит себе смену. При Рауле страна получила новую Конституцию, в которой был введён высший государственный пост - президента республики. Им был избран (конечно, с одобрения Рауля) Мигель Диас-Канель, который до этого, с апреля 2018-го по октябрь 2019-го, уже возглавлял Госсовет, высший государственный орган Кубы. Диас-Канель, как и ожидалось с момента отставки Рауля Кастро, был избран на 8-м съезде первым секретарём ЦК Компартии Кубы. Таким образом, как и раньше, высшие государственные и партийные посты снова оказались сконцентрированы в одних руках. Хорошо это или плохо? Кубинцам виднее.
Про Рауля Кастро нельзя сказать, что в течение всей жизни он находился в тени своего брата Фиделя. Это был полноправный тандем, в котором Фидель, да, играл первую скрипку, но которая не звучала бы так, если бы ей не аккомпанировала скрипка Рауля. Братья были всю жизнь вместе — с момента высадки с яхты «Гранма» на кубинском побережье в 1956-м и начала партизанской борьбы, закончившейся свержением проамериканского режима Батисты, и до последних дней Фиделя. Неслучайно после отхода Фиделя Кастро от руководства страной в связи с тяжелой болезнью в 2008 году руководство Кубы естественным образом перешло к Раулю. В том же году Рауль занял пост председателя Государственного совета страны, а в 2011-ом - пост Первого секретаря ЦК Компартии Кубы, которая, как видно из решений её 8-го съезда, остается «направляющей силой» Кубинской революции.
Стоит пару слов сказать о кубинском социализме. Он, конечно, до конца 80-х строился под чутким руководством СССР. Однако после развала мировой соцсистемы и после того, как «новая Россия», прямо скажем, бросила Кубу и многих своих друзей за рубежом на произвол судьбы, кубинский социализм отчетливо проявил лучшие свои стороны. По сути, если отбросить пропагандистскую шелуху западной прессы о Кубе, можно коротко охарактеризовать кубинскую модель государства как социально ориентированную буквально до мелочей. Это государство, где главные заботы простого человека — его здоровье, здоровье семьи и образование его детей — поставлены во главу угла. За годы, прошедшие после революции 1959-го года, Куба создала лучшую на Американском континенте медицину и систему здравоохранения и лучшую систему среднего и высшего образования. И всё это бесплатно.
И, главное, эти достижения стали возможными даже в условиях 60-летнего экономического эмбарго, осуществляемого Соединенными Штатами. Эти успехи, признаваемые даже врагами Кубы, не были растеряны после лихих 90-х, когда Куба была лишена советской помощи, а политическое и экономическое давление со стороны Вашингтона еще более усилилось. И маленькая деталь к большой картине: сейчас Куба на пороге завершения третьей фазы клинических испытаний двух (из пяти созданных) собственных вакцин от коронавируса. Куба — единственная страна «третьего мира», которая создала собственные вакцины от COVID-19 и, судя по всему, намерена стать лидером на международном рынке вакцин. При этом бедным странам Куба намерена поставлять свои вакцины бесплатно.
Вот такой социализм с кубинской спецификой построен на Кубе. В этих условиях практически нелепо ждать социальных волнений на Кубе, к которым местное население постоянно подстрекают США через интернет и прочие средства пропаганды в расчете вызвать в республике «цветную революцию». Да, кубинцы живут небогато. Но они не голодают. И, повторюсь, имеют лучшую медицину и лучшее образование на континенте.
С уходом Рауля завершается целая эпоха в истории Кубы. Центральная кубинская газета «Гранма» по этому поводу написала, что 8-й съезд Компартии Кубы «запомнится как форум, на котором историческое поколение, которое основало Компартию и руководило ею, завершило передачу основных партийных обязанностей новым поколениям коммунистических борцов».