В период с 12 по 14 июля в Москве с рабочим визитом находился бывший американский госсекретарь, а ныне специальный представитель президента США по климату Джон Керри. Это был первый визит в Россию чиновника такого высокого ранга действующей администрации Белого дома. Визит Керри в определенной степени может свидетельствовать о том, что Москва и Вашингтон перешли к реализации на практике договоренностей о сотрудничестве в ряде сфер, достигнутых президентами Владимиром Путиным и Джо Байденом 16 июня в Женеве.
Если судить по проведенным в Москве встречам, тематика переговоров Керри не исчерпывалась только климатическими вопросами, что подтвердила и программа его пребывания в российской столице. Так, высокий американский гость поговорил по телефону с президентом России Владимиром Путиным, провел переговоры с главой МИД Сергеем Лавровым, спецпредставителем главы государства по вопросам климата Русланом Эдельгиреевым, а также имел беседу со спецпредставителем российского президента по связям с международными организациями Анатолием Чубайсом.
По большому счету, выбор именно Джона Керри на роль первого высокопоставленного визитера из США в Россию можно назвать вполне закономерным. И тому есть ряд объяснений. Во-первых, именно с темы климатических изменений начался диалог между Байденом и Путиным, кульминацией которого стала их встреча в Женеве, где эта тема также затрагивалась. Сам Байден неоднократно заявлял, что борьба с изменением климата является одним из немногих направлений сотрудничества Вашингтона с Москвой. В апреле этого года, напомним, по приглашению американского лидера президент Путин принял участие в климатическом саммите, организованном США.
Во-вторых, Джон Керри – хорошо знакомый в России переговорщик. Еще во времена президентства Барака Обамы он в течение четырех лет (2013-2017 гг.) возглавлял Госдеп США. С его именем связана и политика перезагрузки российско-американских отношений, пришедшейся на первый срок Обамы, когда Керри возглавлял сенатский комитет по международным отношениям и поддерживал идею налаживания взаимопонимания с Москвой. И хотя сегодня речь о перезагрузке двухсторонних отношений не идет, Керри по-прежнему остается сравнительно «удобным» для Кремля переговорщиком, который прямо не ассоциируется с жестким санкционным антироссийским курсом США последних лет.
Встреча 12 июля Сергея Лаврова с Джоном Керри подтвердила факт того, что визит спецпредставителя президента США по климату нашел должный отклик в Москве. Лавров и Керри давно знакомы, поэтому им не нужно было проявлять излишнюю политкорректность и они сразу перешли к делу, обсудив широкий круг вопросов, представляющих взаимный интерес. Глава российского МИД назвал визит бывшего американского госсекретаря в Москву важным и позитивным сигналом для снятия международной напряженности и дальнейшего развития отношений России и США. Он отметил, что такой подход соответствует духу саммита президента Путина с американским коллегой Байденом в Женеве. «Мы готовы всемерно его укреплять на основе равноправного взаимовыгодного диалога, который нацелен на поиск баланса интересов», – уточнил Лавров.
В свою очередь Керри отметил, что по ряду вопросов позиции наших стран не совпадают, но в Белом доме разделяют мнение о том, что саммит в Женеве был очень продуктивным и полезным. По его словам, «наше взаимодействие могло бы помочь нам открыть какие-то новые возможности, поднять какие-то новые вопросы по мере того, как мы сотрудничаем».
Во вторник, 13 июля, Джон Керри провел трехчасовую беседу с Русланом Эдельгиреевым. В ходе переговоров стороны договорились оставить за скобками политические разногласия для совместного противодействия изменению климата, а также продолжить дискуссию в рабочем формате, в частности на совещании на уровне министров по климату, которое пройдет 25–26 июля в Лондоне.
Наконец, 14 июля президент Путин провел с Керри телефонный разговор, в ходе которого, как сообщается на сайте Кремля, они констатировали, что проблемы климата входят в сферу общих интересов России и США. Джон Керри рассказал российскому лидеру о встречах с российскими коллегами в Москве, в ходе которых обсуждались различные аспекты международной климатической повестки.
В свою очередь Владимир Путин сообщил, что Россия придает большое значение достижению целей Парижского соглашения и выступает за «деполитизированный и профессиональный диалог» по нему. Путин и Керри обсудили подготовку к 26-й сессии конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, которая пройдет в шотландском г. Глазго с 31 октября по 12 ноября (COP26), а также перспективы двустороннего природоохранного взаимодействия в Арктике с учетом текущего председательства России в Арктическом совете.
Безусловно, что не все вопросы, которые спецпредставитель президента Байдена по климату обсуждал со своими визави в Москве, стали достоянием гласности. С учетом того, что Керри является несомненным тяжеловесом в американской политике, сводить общение с ним только к климатической повестке было бы недальновидно. В этой связи ряд экспертов высказывает предположение, что он станет своеобразным «связным» между Кремлем и Белым домом при обсуждении деликатных вопросов в нынешних непростых отношениях двух стран. Причем речь идет даже не столько о президенте Байдене, сколько о конгрессе США, о работе которого он хорошо осведомлен и ему есть что сказать американским законодателям касательно России.
Со своей стороны Москва, если обратиться к недавнему интервью замглавы российского МИД Сергея Рябкова журналу «Международная жизнь», готова к выстраиванию стабильных отношений с США и договоренностям «на разумной основе». По его словам, понадобится время, чтобы узнать, произошел ли сдвиг к лучшему в отношениях с Соединенными Штатами с приходом новой администрации Джо Байдена. «Именно поэтому наши руководители и президент говорят, что понадобится определенное время, прежде чем мы сможем сказать, произошли ли сдвиги к лучшему в двусторонних отношениях», – сказал Рябков.