Сергей Саенко, международный обозреватель
Госсекретарь США Энтони Блинкен 27-28 июля посетил с визитом Индию, где провел переговоры со своим индийским коллегой Субраманиямом Джайшанкаром и имел встречу с премьер-министром страны Нарендрой Моди. Напомним, несколько месяцев назад Индию посетил министр обороны США Ллойд Остин, и многие оценили этот визит как свидетельство нового импульса в развитии отношений между Вашингтоном и Нью-Дели в период президентства Джо Байдена на фоне взаимных опасений, связанных с Китаем. В этой связи в Вашингтоне возлагали большую надежду на визит Блинкена, который должен был стать очередным свидетельством американо-индийского стратегического партнерства и единства взглядов по таким важным для обеих сторон вопросам, как Китай и Афганистан.
Официальная цель поездки американского госсекретаря – расширить взаимодействие в области обороны, киберпространства, борьбы с терроризмом и пандемией COVID-19. На деле же, что совершенно очевидно, Вашингтон добивается, прежде всего, более активного участия Индии в диалоге по безопасности в рамках группы Quad, куда входят также Австралия, США и Япония. Эта структура, которую СМИ часто называют еще «азиатским НАТО», призвана в первую очередь препятствовать росту влияния КНР в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР). К слову, в марте США в роли хозяина провели онлайн-саммит этой группы, а в конце этого года намечена встреча стран, входящих в Quad, и этот вопрос также обсуждался в ходе бесед Блинкена с индийским руководством.
Здесь интересно отметить, что еще пару лет назад вряд ли кто-нибудь осмелился бы даже заикнуться о том, чтобы Индия вошла в какой-либо антикитайский альянс. Тогда в стране было много желающих дружить с Китаем, и местные эксперты доказывали, что Нью-Дели необходимо укреплять сотрудничество с Пекином и работать вместе, чтобы наступил «век Азии». Но теперь эти иллюзии в индийском обществе исчезли и в скором времени вряд ли снова появятся. И тому есть ряд причин, но главные – две.
Во-первых, это больно ударившая по Индии пандемия COVID-19, которая, как считают многие индийцы, зародилась именно в Китае. Во-вторых, столкновения индийских и китайских солдат в Гималаях летом прошлого года, что привело к многочисленным жертвам с обеих сторон. Этот двойной удар «ниже пояса» потряс индийскую элиту, которая еще совсем недавно считала, что Нью-Дели может углубить дипломатические и экономические связи с Пекином, даже не урегулировав давний пограничный спор. Сегодня индийско-китайские отношения носят весьма напряженный характер и намеков на их улучшение пока не наблюдается.
Именно в этот период состояния индийского общества и далеко не радужных отношений между Индией и Китаем в Нью-Дели прибыл с визитом г-н Блинкен. Казалось бы, все благоприятствовало успеху его миссии. В среду он встретился с премьер-министром Моди, главой МИД страны Джайшанкаром и советником премьера по национальной безопасности Аджитом Довалом, с которыми имел обстоятельные беседы. И хотя многие детали этих переговоров не оглашаются, однако стало ясно, что никаких прорывных решений на них принято не было.
Как сообщает индийское агентство PTI со ссылкой на источники, во время встреч с индийскими официальными лицами госсекретарь США обсуждал, в частности, ситуацию в Афганистане и взаимодействие в ИТР. Источники сообщили, что стороны обсудили также важные стратегические вопросы в сферах безопасности, обороны, экономики и технологий, добавив, но особое внимание было уделено долгосрочным мерам, которые позволят вывести отношения Индии и США на новый уровень.
Здесь следует отметить, что Нью-Дели крайне озабочен ситуаций в соседнем Афганистане (ИРА), откуда американские войска должны быть выведены к 11 сентября, и где «Талибан» (террористическая группировка, запрещенная в России – прим. ред.) быстро устанавливает контроль над все большей территорией страны. В Индии опасаются, что усиление влияния этой группировки в ИРА может привести к появлению террористических убежищ, которые в свою очередь могут быть использованы исламистскими боевыми группировками для нападений на Кашмир.
Заметим, после свержения в 2001 году режима талибов Нью-Дели потратил на поддержку Кабула $3 млрд – на порядок меньше, чем США, однако больше, чем любое другое соседнее государство. Это связано с тем, что Индия имеет наибольшую мотивацию не допустить прихода талибов к власти в Кабуле, учитывая, что за их спиной стоит враждебный ей Пакистан.
Уход США из ИРА со всей остротой ставит вопрос о том, какие внешние игроки, обладающие необходимыми ресурсами и политической волей, будут готовы заполнить вакуум безопасности и оказать поддержку правительству президента Ашрафа Гани, с каждым днем теряющему контроль над страной. В этом смысле администрация Джо Байдена делает ключевую ставку на Индию: она достаточно лояльна Вашингтону и имеет в регионе самые тесные и дружеские отношения с афганским руководством. Кроме того, Нью-Дели не видит в движении «Талибан» договороспособную политическую силу, готовую отказаться от исламистского проекта.
Что же касается попыток Вашингтона теснее вовлечь Нью-Дели в антикитайский Quad, то визит Блинкена в Индию какого-то прорыва в этом вопросе не принес, и госсекретарю США не удалось столкнуть индийское руководство с позиции нейтралитета в международных делах. Судя по всему, в ближайшее время этого и не произойдет, поскольку на откровенно антикитайские действия Нью-Дели вряд ли пойдет. Правда, газета The Hindu приводит слова главы МИД Индии г-на Джайшанкара, который настоятельно призвал критиков Quad признать, что «страны этой группы сотрудничают на основе собственных и глобальных интересов». Данный факт может свидетельствовать о том, что Нью-Дели полностью не отвергает идею сотрудничества Индии в рамках Quad.
В заключение отметим, что в индийской столице немало трезвомыслящих политиков, которые в конечном итоге рассчитывают на нормализацию отношений с КНР, способную принести Индии больше пользы, чем конфронтация со столь сильным соседом. По этой причине Нью-Дели вряд ли пойдет на поводу у США в вопросе прямой конфронтации с Пекином – сколько бы американские официальные лица ни ездили в Индию с подобными целями.