Александр Пономаренко, политолог
Последняя декада июля на Украине была отмечена масштабными перестановками в руководстве силовых структур.
23 июля президент Зеленский освободил от должности главу Службы внешней разведки (СВР) генерал-лейтенанта Валерия Кондратюка. На его место назначен директор Института стратегических исследований при президенте Александр Литвиненко, человек с репутацией не практика, а теоретика, хотя имеющий звание генерал-майора запаса. Он прослужил в данном институте почти полтора десятка лет будучи замом и первым замом его директора при трех президентах Кучме, Ющенко и Януковиче и возглавив это учреждение при нынешнем. Правда, периодически он переходил из этого института в Совет нацбезопасности и обороны (СНБО), будучи замом его секретаря всё правление Порошенко.
А 26 июля Зеленский освободил от должности первого зама главы СБУ руководителя Антитеррористического центра при этой службе Руслана Баранецкого, чье место занял Сергей Андрущенко, который до этого был заместителем главы СБУ. Также он уволил еще одного первого зама главы СБУ – начальника Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Василия Малюка, начальник Департамента контрразведывательной защиты интересов государства в сфере информационной безопасности СБУ Алексея Корнийчука и начальник управления СБУ в пограничной с Румынией Черновицкой области Виталия Монастырецкого. Преемники их еще не назначены.
Ну а сам глава службы Иван Баканов тогда же уволил начальника Управления внутренней безопасности СБУ и своего кума Андрея Наумова, а также начальника управления по борьбе с контрабандой Артемия Капелюху.
На следующий день настал черед военных. Главнокомандующим вооруженных сил Украины (ВСУ) стал генерал-майор Валерий Залужный, сменивший генерал-полковника Руслана Хомчака, назначенного первым замом секретаря СНБО.
Затем 28 июля Зеленский сместил начальника Генштаба Cергея Корнийчука, командующего военной операцией в Донбассе Владимира Кравченко и командующего десантно-штурмовыми войсками Евгения Мойсюка. Одновременно он назначил преемниками первых двух Сергея Шапталу Александра Павлюка. Надо отметить, что Шаптала фигурирует в списке украинских военных, в отношении которых в ноябре 2016 Следственным комитетом РФ возбуждено уголовное дело за «прицельные артилерийские обстрелы из тяжелого вооружения объектов гражданской инфраструктуры Донбасса». Павлюк же, который в 2014 в звании полковника командовал бригадой, наступавшей Луганск, сейчас является генерал-лейтенантом, то есть старше по званию главкома ВСУ.
Надо также отметить, что неделей ранее, 21 июля постановлением Кабмина были уволены трое из восьми замов министра обороны: Игорь Халимон Александр Миронюк и Игорь Старобинский. Все трое гражданские лица (хотя Миронюк в прошлом офицер). Первый из них отвечал за госзакупки, второй – за вооружения и военно-техническое сотрудничество, третий - за информационную политику. Преемники их пока не назначены, хотя 27 июля пресс-секретарь президента Сергей Никифоров анонсировал что это будет сделано до 1 августа.
Причины масштабных перестановок власть большей частью пыталась объяснять.
Так Никифоров тогда же прозрачно задекларировал, что глава государства недоволен работой замов главы МО: «Президент хочет, чтобы современный солдат имел достойные условия службы, держал в руках современное, надежное оружие, технику. Именно на этом направлении надо делать больше». И добавил, что Зеленский хочет усилить и направление информационной войны.
Тогда же он сказал о замене Хомчака «Президент хочет видеть синергию между Минобороны и ВСУ. Такой синергии мы не видим, а видим конфликты». А в практически одновременно опубликованном комментарии на сайте Зеленского приводятся слова президента о том, что «сфера обороны должна функционировать без недоразумений между руководителями». На следующий день, поясняя на том же ресурсе новые перестановки в военном командовании Зеленский говорит о необходимости «эффективного взаимодействия между командирами и руководителями всех уровней».
Всем, кто хоть немного в теме, понятно, что имеется в виду. Еще в прошлом ноябре министр обороны Андрей Таран объявил строгий выговор Хомчаку и Корнийчуку, а они подали на министерство в суд. Поэтому удивляют не нынешние решения президента, а то, что он не вмешивался в ненормальный конфликт более полугода. Сейчас же и Кравченко, и Мойсюка вероятно уволили как людей бывшего главкома ВСУ, но победа министра ценой потери трех замов может оказаться временной. Идут упорные слухи о том, что Тарана могут заменить осенью.
Что же касается перестановок в СБУ, то президент называет две причины: подготовка к реформе спецслужбы, которая стартует с принятием нового закона, пока готовящегося к рассмотрению в Раде, и необходимость усилить борьбу с контрабандой, от которой по словам Зеленского, государство ежегодно теряет порядка 11 млрд. долларов.
Такое объяснение противоречиво. Ведь она из главных целей реформы СБУ, на которой настаивает Запад, заключается в том, чтобы избавить Службу от несвойственных ей функций, в частности борьбы с экономическими преступлениями. И такая цель не раз прямо декларировалось украинской властью, в частности, пресс-секретарем президента не далее, как 27 июля. Однако контрабанда — это сугубо экономическое преступление и в рамках подготовки к реформе логично не активизировать работу СБУ в данном вопросе, а усиливать роль других ведомств.
Но должности большинства уволенных позволяют считать, что именно недовольство ситуацией с контрабандой, сыграло весомую роль в кадровых решениях. Так, 29 июля издание «Страна со ссылкой на источник в СБУ сообщило, что Наумов лишился должности из-за тесных связей с бизнесменом Александром Акстом, который находится под подозрением у правоохранительных органов в связи с масштабной контрабандой одежды и электроники. А ведь на уровне СНБО в этом году принимались резонансные решения по борьбе с контрабандой, но результата нет. Впрочем, есть мнение, что и сейчас на самом деле идет речь не о попытке обуздать контрабанду, а о перераспределении доходов от ее крышевания.
А вот увольнение главы службы внешней разведки у президента официально не комментировали, а советник главы его Офиса (ОП) Михаил Подоляк, который на практике играет роль спикера своего начальника Андрея Ермака ограничился словами о том, что, по мнению Зеленского, СВР «должна стать более аналитической, быстрее реагирующей на современные вызовы».
Это выглядит как завуалированное изложение той же версии, которую озвучила «Страна»: «Кондратюк считался одним из основных каналов связей с американцами. По крайней мере он так себя позиционировал. Поэтому на него возложили большой кусок работы по противодействию «Северному потоку-2» и по некоторым другим аспектам отношений с Вашингтоном. Кроме того, он отвечал за работу с мировыми СМИ против «Северного потока-2». И после провала по газопроводу, его решили сделать одним из крайних». Не думаю, однако, что у Зеленского могли полагать, что Кондратюк мог бы решающим образом повлиять настроения в Белом Доме. Однако там вполне могут считать, что он не проявил достаточных аналитических способностей, чтобы своевременно увидеть изменения этих настроений.
Еще одна вероятная причина — дело бывшего судьи Николая Чауса, похищенного на территории Молдовы 3 апреля и вывезенного на Украину, предположительно для получения компромата на экс-президента Петра Порошенко. Как раз за несколько часов до увольнения Кондратюка генпрокурор Молдовы Александр Стояногло открыто заявил, что за похищением стоят украинские спецслужбы. Неофициально же такая информация, стала циркулировать сразу после похищения, которое обычно называли делом рук СВР.
Во всяком случае о том, что похищенный жив и находится на Украине стало достоверно известно лишь после увольнения Кондратюка, когда 30 июля Чаус в одних трусах пришел в сельсовет пограничного с Молдовой села Мазуровка в Винницкой области.
Как видим в каждой из силовых структур были свои, не связанные друг с другом причины для увольнений высокопоставленных лиц. Но синхронность данных решений наводит на мысль, что есть главная причина общая для всех. Кстати, надо обратить внимание, что все эти решения приняты вскоре после отставки ключевой фигуры во власти, главы МВД Арсена Авакова, принятой Радой 15 июля. Как будто его нахождение в должности мешало реализовать, давно накопившиеся замыслы.
Вероятно такое предположение неверно, ибо абсолютизирует Авакова приписывая ему решающее влияние на все силовые структуры. Но вполне допустимо считать и увольнение Авакова, и нынешние кадровые решения проявлением одной тенденции, которая связана как с усилением главы ОП Ермака, так и ожиданиям тяжелой для Зеленского осени, прежде всего из-за вероятных массовых протестов в связи с повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги. На украинских ресурсах бытует расхожее мнение, что в такой ситуации Зеленскому как никогда нужны абсолютно надежные люди в силовом блоке.
А 3 августа появилось и первое доказательство этой версии. Спикер парламента Дмитрий Разумков не смог осуществить запланированную двумя неделями раньше поездку в зону боев в Донбассе, так как новый главком ВСУ Залужный внезапно запретил должностным лицам посещать эту зону.
Но сможет ли Зеленский в перспективе рассчитывать на всех новых назначенцев? Обратим внимание что из 14 упомянутых в статье должностных лиц, уволенных в последней декаде июля, 8 получили свои посты не ранее марта 2020 (это Кондратюк, Малюк, Капелюха, Хомчак, Сергей Корнийчук, Миронюк, Старобинский и Халимон). Их тогдашние назначения правомерно было также связывать с укреплением позиций Ермака, который возглавил ОП в феврале 2020. Но меньше, чем через полтора года, оказалось, что их нужно менять. Да, вряд ли абсолютное большинство уволенных можно упрекнуть в нелояльности к Зеленскому, однако понятно, что с точки зрения президента они не проявили достаточного профессионализма, чтобы их работа сработала на повышение его рейтинга. К тому же из 12 лиц, чье увольнение и назначение в компетенции президента или правительства, замену пока нашли лишь 5, что, похоже говорит о проблеме украинской власти с надежными кадрами.