Джоанна Росс, журналистка, Шотландия
Говорят, нельзя смешивать спорт и политику. Скорее всего, это не более чем недостижимый идеал, поскольку на практике они представляются неразрывно связанными. Прекрасным примером стало сознательно запятнанное участие России в Олимпийских играх этого года.
Несмотря на то, что участвовать под собственным флагом России запрещено из-за обвинений в употреблении допинга во время Олимпийских игр в Сочи, россиянам, выступающим под эгидой ОКР (Олимпийского комитета России), приходится терпеть бесконечные упреки как от других спортсменов, так и от комментаторов. Лишенные флага, гимна и возможности представлять собственную страну российские спортсмены подвергаются разного рода унижениям со стороны Международного олимпийского комитета. Российской команде по синхронному плаванию разрешили выступать под песню под названием "Из России с любовью", но слово "Россия" пришлось вырезать как нечто оскорбительное. На церемониях награждения гимн России заменили Первым концертом Чайковского, а российский флаг – полотном с изображением олимпийского факела. Откровенная нелепость, ведь зрители-то всяко в курсе, кто выступает под этой символикой.
И все же, несмотря на попытки "нейтрализовать" Россию и лишить ее воли, многие комментаторы и спортсмены считают, что принятых МОК мер недостаточно. Некоторые спортсмены, неспособные сопереживать своим товарищам, большинство из которых не имели абсолютно никакого отношения к допинговому скандалу 2014 года, все еще бросаются в россиян обвинениями в попытке оправдать собственные неудовлетворительные результаты. К примеру, в пятницу после победы россиянина Евгения Рылова американский пловец Райан Мерфи заявил, что финальный заплыв на спине "возможно, не был чистым". После заплыва на дистанции 200 метров на спине, где Рылов выиграл серебро, бронзовый призер британец Люк Гринбэнк также вопрошал, все ли его соперники были "чисты".
Генеральный директор американского Антидопингового агентства Трэвис Тайгарт окрестил запрет на участие России в Олимпийских играх "фарсом". Он считает наказание недостаточно суровым, в результате чего Россия позволяет себе "насмехаться" над Олимпийскими играми. И действительно, когда в прошлом году арбитражный суд вдвое сократил срок отстранения российских спортсменов от участия в Олимпиадах и чемпионатах мира с четырех до двух лет, Запад выражал лишь "гнев и недоверие", хотя суд признал санкции против России "наиболее серьезным набором последствий, когда-либо наложенных на страну за нарушения, связанные с допингом".
Здесь важно ссылаться на факты, а не слепо верить антироссийской пропаганде Запада. В отчете WADA о допинговых преступлениях за 2018 год указано 1640 подтвержденных нарушений, в которых участвовали лица 117 разных национальностей. Россияне в этом списке тоже были, но в первую десятку попали также спортсмены из Италии, Франции, Индии, Украины, США, Бельгии, Китая, Бразилии и Казахстана. Поэтому нам стоит спросить себя, почему за допинговые преступления наказывают одну только Россию?
Здесь на первый план выходят основные средства массовой информации и их русофобская политика. В разгар этой новой "холодной войны" Россия представлена врагом, козлом отпущения, страной, которую можно дискриминировать на любом уровне без каких-либо последствий. Если бы западная пресса так обращалась с представителями другой страны, это назвали бы "расизмом" или "дискриминацией". А Россия продолжает терпеть то, что нельзя назвать иначе, как политизированной дискриминационной кампанией. "Россия продолжает издеваться над запретами Олимпийских игр", – гласит один заголовок. "Олимпийские успехи ROC означают, что 'отсутствующая' Россия присутствует на Играх как никогда прежде", – осуждает The Guardian, наслаждаясь возможностью выставить команду ОКР эдакой злонамеренной силой, демонстрирующей "соблазнительно-неприличное поведение" и "любовь к двоемыслию с черным юмором". Журналист заставляет нас думать, что далекая от здоровой конкуренции Россия занимается "откровенным спортивным бандитизмом". Единственный положительный момент всей статьи заключается в том, что она признает допинг универсальной проблемой спортивного мира, не ограничиваясь одной лишь страной. В нем упоминается американский тренер по бегу Альберто Салазар, которого пару лет назад дисквалифицировали за допинг на 4 года. Как отмечает автор, Россия не обладает "монополией" на применение запрещенных веществ.
Однако западные СМИ и журналистское сообщество, как правило, выставляют ситуацию в совершенно ином свете. Команда ОКР стала объектом осуждения не только за свое присутствие на нынешних Олимпийских играх, но и за использование цветов российского флага в дизайне спортивной формы. Все возможные признаки "русскости" подверглись уничтожению, что выходит за рамки унижения и наказания, напоминая очередную символическую этническую чистку. "Россия отстранена, но на Олимпиаде она повсюду", – возмутилась The New York Times. Дожили – быть русским само по себе плохо. Один журналист даже имел наглость спросить теннисиста Даниила Медведева, что он думает о "клейме мошенников", которое несут на играх российские спортсмены. С тем же успехом он мог бы спросить, не носит ли Даниил теперь "клеймо позора" за то, что родился русским. Вот до чего мы докатились.
Поголовное и безграничное пособничество журналистов ведущих западных СМИ в осуждении России должно вызывать беспокойство. Здесь, по-видимому, совершенно отсутствуют сомнения, полутона и присущая любому разумному человеку выдержка, к которым необходимо апеллировать, прежде чем выступать с определенными утверждениями. Вместо этого мы наблюдаем одно лишь стремление сгущать краски, порицать и разжигать ненависть и отвращение по отношению к стране и людям, которые лично нам ничего дурного не сделали. В этом черно-белом контексте Запад представлен "добром", а Россия – "злом", и ни к чему, кроме усиления напряженности и шансов физического конфликта, подобное не приведет. Пора журналистам перестать быть рупорами западных правительств и начать задавать им вопросы. Русофобские политические задачи проникли не только в спорт, но и во все без исключения сферы нашей жизни, включая искусство, музыку и литературу. Если мы продолжим попустительствовать этому, то все станем участниками дискриминации невиданных масштабов, схожей с процветавшим в 20м веке антисемитизмом.