Сергей Саенко, международный обозреватель
Выступая накануне в Университете Мэриленда, госсекретарь США Энтони Блинкен вновь заговорил о мощи Америки, которая, несмотря на пандемию COVID-19 и жаркие внутриполитические дебаты между демократами и республиканцами, по-прежнему остается «чрезвычайно сильной». Это заявление г-н Блинкен в первую очередь адресовал Москве и Пекину. «Ни для кого из нас не секрет, что представители китайских и российских властей публично и в частном порядке утверждают, что США находятся в упадке. Мы можем и напоминаем им, что по-прежнему остаемся чрезвычайно сильной страной», – заявил глава американского Госдепа.
В своем выступлении г-н Блинкен поделился и воспоминаниями о своей встрече с китайскими официальными лицами в Анкоридже (штат Аляска) в март этого года. Тогда, по его словам, первой темой для обсуждения стали достижения американцев у себя в стране – активное восстановление экономики и масштабная национальная программа по борьбе с COVID-19. Правда, американский госсекретарь даже не заикнулся о том, что когда он начал поучать высокопоставленных членов китайской делегации как им решать проблему прав человека в своей стране, то получил от них жесточайший отпор, что явно не понравилось американским переговорщикам и спровоцировало серьезный международный скандал.
Выступая в Университете Мэриленда, глава госдепартамента хвастался достижениями США во всех сферах – от военных до экономических. При этом он явно лукавил, поскольку даже американские эксперты признают, что Вооруженные силы России обладают сегодня самым современным в мире оружием, а китайская экономика развивается успешнее и более высокими темпами, чем американская.
Как считает Блинкен, противостоять доводам России и Китая об упадке США можно, если сделать уже «сейчас серьезные инвестиции» в инфраструктуру страны. По мнению главы Госдепа, такие инвестиции – это «приоритет внешней политики в связи с тем, что они расширяют возможности дипломатии» Вашингтона. Однако, он тут же посетовал, что еще в конце прошлого века Соединенные Штаты занимали ведущее место в инвестициях в инфраструктуру, но сейчас ситуация изменилась. По его словам, «Китай ежегодно тратит на инфраструктуру в три раза больше», чем Америка. Как отметил госсекретарь, США ухудшили достижения по качеству инфраструктуры и по объемам инвестиций в инновации в пропорции к ВНП (валовому национальному продукту).
Отсутствие вложений, считает дипломат, может привести к тому, что Америка потеряет конкурентоспособность. В частности, без инвестиций в образование и другие сферы страна не сможет создавать высокооплачиваемые рабочие места и привлекать инвестиции из-за рубежа. Спасибо, как говорится, и на том, что у американского госсекретаря хватило смелости признать, что Соединенные Штаты хоть в чем-то уступают Китаю.
При этом Блинкен глубоко убежден, что для участия в международной торговле нужны вложения в собственную экономику. «Мы конкурируем в сфере торговли. Слишком долго мы думали, что можем больше торговать со всем миром и меньше инвестировать здесь, у себя дома. Это не пошло на пользу ни нашей экономике, ни нашим рабочим, ни нашему обществу», – констатировал американский госсекретарь.
В этой связи напомним, что сейчас Конгресс США принял план развития инфраструктуры страны. Его объем действительно впечатляет – около $1 трлн. Предполагается, что для реализации этих целей американские власти выделят в течение восьми ближайших лет $560 млрд из федеральных средств. Эксперты полагают, что предлагаемая программа обновления нужна не только из-за экономической выгоды, но и из-за нужд национальной безопасности.
Еще в конце июля сенат проголосовал за начало формального рассмотрения этого законопроекта. Тогда «за» выступили 67 сенаторов (50 демократов и 17 республиканцев), «против» – 32, что может свидетельствовать о достижении некоторого компромисса между двумя сторонами. Не случайно же итоги этого голосования президент Джо Байден назвал «историческим». Однако это еще не означает, что раскол в политической и общественной жизни Америки полностью преодолен. Осенью 2022 года в США пройдут выборы в конгресс, которые должны показать, насколько демократической администрации Джо Байдена удалось стабилизировать ситуацию в стране.
Пока же Энтони Блинкен – прямо или косвенно – пытается убедить американцев, что США по-прежнему сильны и готовы дать отпор любой стране, а в нынешнем упадке Америки и конце ее гегемонии в мире виноваты Россия и Китай. При этом он забывает, что не только Москва и Пекин говорят об этом, но сами американцы. Достаточно обратиться к недавней публикации во влиятельном издании The National Interest (NI), где, кстати, собраны одни из лучших аналитиков страны, включая и из числа бывших сотрудников спецслужб. Так вот, в этой статье прямо говорится о потере США былой мощи и крахе американской империи. Так, NI назвал Америку «бумажным тигром» и предрек поражение в противостоянии с Китаем.
При этом в статье приводятся пять главных признаков того, что гегемонии Соединенных Штатов на планете пришел конец, поскольку Америка не смогла должным образом отреагировать на вызовы начала XXI века. В частности, Вашингтон не смог одержать верх в крупномасштабных и длительных военных операциях в Афганистане и Ираке. США слабо ответили России после событий в Грузии в 2008 году и на Украине 2014-м. Кроме того, Америка уступила инициативу России, Ирану и Турции в урегулировании конфликтов в Сирии, Йемене и Ливии. Также Вашингтон не сумел помешать подъему Китая, утверждению его господства в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях и расширению влияния в рамках экономической инициативы «Один пояс – один путь».
Помимо этого, американским властям так и не удалось сблизиться со своими противниками: к примеру, администрация экс-президента США Дональда Трампа хотела наладить контакты с КНДР и Ираном. Вашингтон также не нашел способа воздействовать на своих союзников, чтобы те не сотрудничали с его соперниками.
Публикация в NI наталкивает на мысль, что события последнего времени могут свидетельствовать только о том, что однополярный мир во главе с США, если таковой вообще существовал, заканчивается, и наступает эпоха многополярного мира, где первые скрипки будут играть Китай и Россия.