- Ушаков: Москва работает над снятием с "Талибана" статуса террористической организации
- Эксперт: исключения движения "Талибан" из террористического списка РФ будет способствовать безопасности южных границ СНГ
- Кабулов заявил, что решение об исключении "Талибана" из списка террористов уже принято
- Эксперт: отношение России с талибами имеют хорошие перспективы
Сергей Саенко, международный обозреватель
В минувшее воскресенье, 15 августа, отряды запрещенного в России террористического движения «Талибан» вошли в столицу Афганистана Кабул, установив контроль над городом. В тот же день талибы объявили о взятии под контроль всей территории Афганистана. Военнослужащим правительственных частей разрешили разойтись по домам, а всем желающим, включая иностранцев, дали возможность покинуть город. Сотрудников димиссии США в Кабуле в срочном порядке эвакуировали из посольства и вертолетами доставили в столичный аэропорт. Перед эвакуацией американским дипломатам пришлось сжечь флаги Соединенных Штатов.
Стремительное наступление боевиков «Талибана» по всей стране и захват ими Кабула стало полной неожиданностью для администрации Джо Байдена. Белый дом был явно не готов к такому развитию событий, он ошеломлен и растерян. «Внезапное падение Кабула под натиском талибов положило конец эре присутствия США в Афганистане», – с таким заголовком на главной странице вышел 16 августа очередной номер газеты The New York Times (NYT). По мнению издания, «Байден войдет в историю как президент, правивший в период унизительного заключительного акта долгой и запутанной американской главы в Афганистане».
По примеру NYT на Белый дом обрушились с критикой практически все американские СМИ как левого, так и правого толка. К примеру, телеканал CNN считает, что провальный уход Байдена из Афганистана – это уже давно назревшая катастрофа как внутри страны, так и за рубежом. «Поражение США и хаотичное отступление в Афганистане – это политическая катастрофа для Джо Байдена, чья неспособность организовать срочный и упорядоченный уход еще больше раскачает президентство, страдающее от кризисов, и запятнает его наследие. Но ошеломляющий блицкриг талибов последовал за более чем двадцатилетними провалами политики США и союзников, непониманием афганской политики и культуры, усталостью общественности от войны, виновностью и коррупцией лидеров несостоявшегося государства», – отмечается в комментарии CNN.
Окружение президента Байдена попыталось оправдаться за бездарную политику Вашингтона в Афганистане. Так, советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан постарался переложить вину за крах в Афганистане на плечи местного правительств и обвинил афганские вооруженные силы в том, что они так быстро сложили оружие перед лицом молниеносного наступления талибов. В свою очередь госсекретарь Энтони Блинкен заявил, что США достигли главного в Афганистане – уничтожили «Аль-Каиду» (террористическая организация запрещена в России – прим. ред.), боевики которой ответственны за теракты 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне, что собственной и послужило причиной ввода американских войск на афганскую территорию. Вот только все эти оправдания американских официальных лиц выглядят жалкими и неубедительными на фоне общего провала Америки в афганской авантюре, которая, кстати, обошлась стране почти в $1 трлн и гибелью почти 2,5 тыс. военнослужащих.
Однако здесь необходимо отметить, что об истинных масштабах кризиса в Афганистане можно будет судить только по человеческой трагедии афганского народа, которому вновь предстоит подвергнуться жестоким преследованиям талибов. А неспособность выполнить эвакуацию всех афганских переводчиков, рабочих и других помощников, на которых США полагались во время своего пребывания в стране и которые теперь столкнуться с возмездием талибов, в очередной раз продемонстрировала, чего стоят союзнические обязательства Вашингтона. Это, безусловно, запятнает совесть и мировую репутацию Америки. Не случайно же в этой связи американское издание The Hill утверждает, что «Афганистан подведет черту под мировым господством США».
К этому можно добавить, что и геополитическое положение Америки будет серьезно подорвано. После краха в Афганистане США дали повод серьезно сомневаться в том, что они сегодня являются мощной державой, способной защитить Pax Americana. Как отмечает другое американское издание The National Interest (NI), «Афганистан – тревожный сигнал для «союзников» Вашингтона, не входящих в НАТО: будь то Израиль, Япония, Тайвань, Украина, Грузия, или Молдавия, которые теперь извлекут урок и поймут, что отныне они сам по себе перед лицом своих врагов». Из публикации NI следует, что в этом деле США им теперь не помощник.
Введите свой адрес электронной почты, чтобы подписаться на новостную рассылку CNN Meanwhile in America.
Вне всякого сомнения, что нынешний афганский кризис, который развивался с ошеломляющей скоростью, по крайней мере, для большинства людей в Соединенных Штатах, которые давно отвели взгляд от самой долгой войны в истории страны, является самым серьезным политическим испытанием для президента Байдена. И это произошло всего через несколько дней после того, как он отпраздновал свою главную победу – направление на утверждение Сената более $4,5 трлн вместе взятых на инфраструктуру и бюджетные расходы. Эта победа бросила вызов скептикам, которые долгое время высмеивали клятву Байдена объединить демократов и республиканцев, последовала за его предыдущим подписанием закона о помощи от Covid-19 и укрепила его репутацию эффективного лидера внутри страны. Сегодня большая часть этого импульса рискует быть заглушенной позорным поражением Америки в Афганистане.
Афганский кризис, похоже, дал понять Джо Байдену, что он сейчас вынужден расплачиваться за ошибки своих предшественников, которые они наделали за 20 лет войны в Афганистане и к которым он добавил свои собственные. Например, начал поспешный вывод войск из этой страны, пытаясь создать благоприятный имидж как президента, который вернул американские войска домой накануне 20-й годовщины терактов 11 сентября 2001 года, а также в преддверии промежуточных выборов в конгресс в будущем году.
Вместе с тем, справедливости ради следует отметить, что президент Байден делал именно то, чего хотели большинство американцев, измученных долгими годами внешней трясины и недоумевающих, почему американские войска все еще находятся в Афганистане через 20 лет после 11 сентября. Не было никакой национальной поддержки эскалации войны. Чтобы остановить наступление талибов, президенту США пришлось бы развернуть еще тысячи американских войск и вести новые боевые действия без общественной поддержки. Вероятно, собственный долгосрочный скептицизм по поводу войны сделали решение Байдена о выводе войск почти неизбежным. Но сила наступления талибов и слабость созданной ими в Афганистане политического режима застала Белый дом врасплох, и показало всю несостоятельность нынешней администрации управлять процессами, происходящими сегодня в Афганистане.