Игорь Пшеничников, политолог
Аналитики на службе брюссельской бюрократии бьют тревогу. На выборах в Европейский парламент 2024 года во многих странах Старого Света произойдет "серьезный сдвиг вправо: популистские радикальные правые партии получат голоса во всех странах ЕС, а левоцентристские и зеленые партии потеряют голоса и места" в Европарламенте. Об этом говорится в докладе Европейского совета по международным отношениям – "мозгового центра" евробюрократии.
Почему такая тревога? Дело в том, что Европейский совет (состоит из глав государств и правительств всех стран ЕС) по итогам выборов в Европарламент, которые пройдут с 6 по 9 июня в 27 странах Евросоюза, должен будет выдвинуть кандидатуры по составу Еврокомиссии, а Европарламент отвергнет или одобрит эти предложения. Таким образом, состав Еврокомиссии – бюрократического органа, который занимается ежедневным руководством Евросоюза, - зависит от воли депутатов Европарламента. Кроме того, Европарламент обладает функцией политического контроля за Еврокомиссией и даже может отправить ее в отставку. Из этого ясно, что Европарламент играет важное значение для реальной политики Евросоюза во всех областях. Это объясняет степень накала той драки, которая сейчас происходит в преддверии общеевропейских выборов, а также разного рода серьезные предупреждения к избирателям, которых либеральная пресса призывает сделать "правильный выбор", то есть не голосовать за кандидатов от "право-популистских" партий.
Итак, не вдаваясь в детали предвыборной борьбы, подчеркнем: все прогнозы говорят о том, что почти половина из 720 депутатских мест Европарламента будет принадлежать депутатам, не входящим в "супербольшую коалицию" трех центристских группировок. Более того, в Европарламенте впервые может возникнуть "правая популистская коалиция" христианских демократов, консерваторов и "радикально правых" депутатов. Надо особо подчеркнуть, что термин "правые популисты" придуман в кулуарах брюссельской бюрократической машины и, как видно, имеет строго негативную коннотацию. Под этими силами Брюссель понимает тех, кто якобы пытается развалить ЕС и работает против блага европейцев.
Но кого на самом деле описывают в Европе отрицательным термином "правые популисты"? Правящая элита в Европе исповедует и реализует на практике ультралиберальную идеологию, которая замешана на стремлении к наиболее полному разнообразию и смешению рас, культур, религий, а также к разнообразию "гендерных предпочтений". Длящийся уже почти десятилетие иммигрантский кризис в Европе - это не кризис в прямом понимании, а планомерная реализация философии новой модели государственности, которую глобалистский ультралиберальный истеблишмент предуготовил для Европы и всего мира. Соответственно, те, кто выступает против такой модели, клеймятся ярлыком "правых популистов" и даже "фашистов".
Позиции либерального европейского истеблишмента в концентрированном виде представлены нынешней Еврокомиссией. Первое, на что надо обратить внимание, это политика ЕС в отношении иммигрантов. Еврокомссия выступает за "контролируемую иммиграцию" вместо того, чтобы предпринять меры по ее прекращению. Чиновники Еврокомиссии предлагают рассматривать иммиграцию как "объективную реальность", с которой надо жить и, по возможности, ее регулировать. Между тем, иммигрантское цунами последних лет из Ближнего Востока и Африки, фактически поощряемое на общеевропейском уровне и поначалу отдельными странами (прежде всего, Германией) стало причиной того, что на выборах в разных странах Европы в последние годы маятник общественного предпочтения сильно качнулся в сторону "популистов".
К проблемам "контролируемой иммиграции" в последние два года добавились многочисленные экономические проблемы, связанные с поддержкой Брюсселем киевского режима. Те же самые партии и часто те же самые политики, которые в начале иммигрантского цунами в 2016-м поощряли его, сегодня находятся на стороне тех, кто идет вслед за Вашингтоном и Лондоном в затягивании и эскалации войны на Украине. Как результат санкций, введенных европейскими правительствами и всем Евросоюзом в целом против России, в частности против русских энергоносителей, мы видим острый экономический кризис практически повсеместно в Европе. Рост инфляции (особенно продовольственной), сокращение промышленного производства ввиду удорожания топлива, перемещение товарного производства из Европы в США – это лишь некоторые прямые причины безответственной политики традиционных партий, находящихся сейчас у власти в странах ЕС за исключением, пожалуй, Венгрии и Словакии. Кстати, премьера Венгрии Виктора Орбана и премьера Словакии Роберта Фицо Брюссель относит как раз к "правым популистам".
Критика европейской власти принадлежит тем самым "правым популистам", которые по сути являются сторонниками традиционных ценностей и национальной культурной идентичности. А в области внешней политики эти силы выступают за невмешательство в украинский конфликт и прекращение спонсирования киевского режима. Таким образом, прогноз расклада сил в Европарламенте в пользу правых консерваторов (они же – "популисты") говорит о том, что европейцы уже сыты внутренней и внешней политикой своих "элит" и брюссельского чиновничьего сословия.
Какой результат выборов Европарламент прогнозируется применительно к отдельным странам? Европейский совет по международным отношениям полагает, что "антиевропейские популисты", скорее всего, будут лидировать на выборах в Европарламент в девяти государствах ЕС (Австрия, Бельгия, Чехия, Франция, Венгрия, Италия, Нидерланды, Польша и Словакия) и займут второе или третье место еще в девяти странах (Болгария, Эстония, Финляндия, Германия, Латвия, Португалия, Румыния, Испания и Швеция).
Как предполагается, главным победителем на выборах в Европарламент станут "правые популисты", которые объединятся в "радикальную правую группу" "Идентичность и демократия" (ИД), которая, по прогнозу, получит 40 мест и, имея в целом почти 100 депутатов, станет третьей по величине группой в новом Европарламенте. "Этот резкий поворот вправо, вероятно, будет иметь серьезные последствия для политики европейского уровня, что повлияет на выбор внешней политики ЕС особенно по вопросам окружающей среды, где новое большинство, вероятно, будет выступать против амбициозных действий ЕС по решению климатической проблемы", - пишет Европейский совет по международным отношениям. Но главная "страшилка", которую использует евробюрократия, касается, повторимся, грядущего развала ЕС силами "правых популистов", если те "захватят" Европарламент.
Однако "популисты" отнюдь не хотят развала Евросоюза. Они хотят, чтобы Евросюзом не управляли доктринеры со своей либеральной идеологией и чтобы Евросоюз строился совершенно на других принципах. Главные из них - это уважение национальных границ и неразмывание населения иммигрантами из других континентов, сохранение семейных ценностей и исторической и культурной идентичности европейских народов, основанной на христианской религии. А применительно к сегодняшнему дню – еще и прекращение финансирования войны на Украине.
Истеблишмент реально взволнован тем, что "популисты" разрушают ультралиберальный идейно-философский базис, на котором сегодня строится вся социально-политическая и хозяйственно-экономическая жизнь стран ЕС и всего западного общества. Тем не менее, налицо уже прочная тенденция перехода политической инициативы к консервативным традиционалистам. И какие бы негативные ярлыки "правых популистов" им ни клеили, европейские избиратели уже не ведутся на это пропагандистское клише мейнстримовской прессы Европы.