Владимир Блинков, экономический обозреватель
По состоянию на 1 августа 2024 г. госдолг США достиг 35,06 трлн долл. и к концу года вполне может превысить 36 трлн долл. А по оценке бюджетного управления американского конгресса, при сохранении нынешних темпов его роста к 2030 г. он достигнет 50 трлн долл.
Правительство США использует выпуск государственных казначейских обязательств для финансирования дефицита государственного бюджета. У американского государства дефицитный бюджет уже более 20 лет (с 2002 г.) и размеры «дыры» постоянно растут, что вынуждает федеральное казначейство постоянно увеличивать объемы выпускаемых трежерис.
Раньше американский конгресс законодательно устанавливал потолок госдолга, больше которого федеральное правительство не могло занять, но в 2023 г. нынешний президент США Джо Байден приостановил действие потолка до 1 января 2025 г. и теперь никаких лимитов по заимствованиям у американских финансовых властей нет. По сути, политики решили оставить проблему госдолга следующему президенту США. В январе 2025 г. потолок госдолга будет установлен на том уровне, которого он фактически достигнет к этому моменту.
Основными держателями американских казначейских обязательств (трежерис) являются правительство США и Федеральная резервная система (ФРС) – ок. 39,5%. Другими держателями государственного долга в самих США являются банки, правительства штатов и местные органы власти, различные фонды и страховые компании, частные инвесторы (36%). На иностранных держателей госдолга США приходится ок. 24,5% его объема (7,6 трлн долл.). Самыми крупными из них являются Япония (1,13 трлн долл.), КНР (770 млрд долл.), Великобритания (710,2 млрд долл.), Люксембург (384,4 млрд долл.) и Канада (338,2 млрд долл.).
Американские трежерис считаются одними из самых безопасных активов в мире, и многие страны покупают госдолг США в качестве инструмента хранения свободных средств. В то же время его непрерывный рост вызывает беспокойство как в самой Америке, так и за рубежом. Все большее число бизнесменов и экспертов опасаются, что рост долга будет означать, что страна не сможет позволить себе необходимые заимствования в будущем в дополнение к средствам, необходимым для обслуживания уже существующего долга. Среди них - председатель ФРС Джером Пауэлл, генеральные директора банков JPMorgan Chase и Bank of America Джейми Даймон и Брайан Мойнихан, генеральный директор крупнейшей в мире инвестиционной компании Blackrock Ларри Финк и др..
Сейчас последствия роста госдолга наиболее заметны в 2-х областях. Рост их доходности (4,7-5,2% в последние месяцы для 10-летних бумаг) увеличивает стоимость заимствований. В результате, если в 2021 г. обслуживание долга для бюджета США стоило около 350 млрд долл. в год, то в 2023 г. оно достигло 659 млрд долл., уступая только расходам на оборону. Кроме того, вслед за ростом доходностей гособлигаций растут и ставки в целом по экономике, они «высасывают» деньги с остальных финансовых рынков, ухудшая финансовые условия для компаний и населения. Да и балансы банков, располагающих трежерис в резервах, начинают быстро ухудшаться. В итоге, по мнению бюджетного управления конгресса США, растущий госдолг «замедляет экономический рост, ведет к увеличению процентных выплат иностранным держателям и создает значительные риски для финансовых и экономических перспектив и может подорвать доверие к доллару как доминирующему международному валютному курсу».
Значимым фактором последнего времени, действующим в направлении снижения доверия к долларовой финансовой системе и трежерис, стало намерение изъять замороженные российские активы и/или доходы от них. Блокировка российских валютных резервов не добавляет инвесторам уверенности в безопасности их вложений. Помимо этого, зарубежных инвесторов «нервируют» постоянные споры о лимите заимствований и утрата страной наивысшего кредитного рейтинга. Кроме того, украинский конфликт ускорил процесс «дедолларизации» - Россия, Китай, страны БРИКС всё активнее переводят внешнеторговые расчеты в национальные валюты.
В итоге - многие государства пересматривают свою политику в отношении американского госдолга. Так Китай, который ранее был крупнейшим держателем трежерис, с учетом политических и санкционных рисков снизил их количество до самого низкого уровня с 2009 г. Обостряющееся противостояние Вашингтона и Пекина вынуждает КНР всё более взвешенно подходить к тому, в каких объемах кредитовать американскую экономику.
Министерство финансов Саудовской Аравии также снизило объем американских облигаций, в портфеле у Эр-Рияда их осталось на 108,1 млрд долл. - минимум за последние шесть лет. Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) в июне продали трежерис почти на 4 млрд долл. Вместо этого оба государства вкладывают всё больше средств в акции компаний, которые торгуются на американских биржевых площадках.
Отмечу, что, хотя государственный долг все больше становится занозой в глазу американской экономики, ее пока никто не хочет извлекать. Вероятно, так будет продолжаться, пока страна не столкнется с финансовым кризисом и многолетней стагнацией. Так что в среднесрочной перспективе объем госдолга США будет расти, а финансовые власти страны в необходимых ситуациях будут сами выкупать свои долги, чтобы стабилизировать ситуацию.
Однако, оценивая их способность держать ситуацию под контролем, отмечу, что в истории есть примеры цепных реакций мировых рынков на те или иные события. Так, в сентябре исполнится 16 лет с момента, когда один из крупнейших американских банков Lehman Brothers объявил о банкротстве, что положило начало мировому финансовому кризису. Крах Lehman Brothers повлек за собой сомнения в возможности выплат страховых компаний по так называемым CDS (страховки от невыплат по ипотечным бумагам). Это привело к резкому увеличению рисков страхования, вылившихся в кризис доверия между банками, резкому росту ставок кредитования. Пять ведущих инвестиционных банков США прекратили своё существование в прежнем качестве (Bear Stearns, Lehman Brothers, Merrill Lynch, Goldman Sachs и Morgan Stanley). Тогда для спасения ситуации ведущие центробанки мира, включая Россию, приняли беспрецедентное скоординированное решение об одновременном снижении процентных ставок, что позволило стабилизировать рынки. Но последовавший мировой кризис показал, во что может вылиться безответственность системы, которая претендует на лидерство, которое уже не способна обеспечить. В теперешней ситуации такие скоординированные действия вряд ли возможны, так что последствия будут катастрофическими.