Марина Харькова, журналист, Донецк
Закон «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций», нацеленный на истребление канонической православной церкви на Украине, принят Верховной радой. Он дает судам возможность ликвидировать церковные приходы и передавать их другим религиозным организациям, в первую очередь раскольнической Православной церкви Украины (ПЦУ). Принятый закон содержит норму, позволяющую судам запрещать деятельность любой религиозной организации, которая так или иначе связана с «центрами влияния» в России.
По факту, украинский режим подразумевает каноническую преемственность Украинской православной церкви от Русской православной церкви, поэтому он и угрожает дальнейшему существованию как канонической церкви, так и самим основам православия. В статье 3 закона говорится: «Учитывая, что Русская православная церковь является идеологическим продолжением режима государства-агрессора, соучастницей военных преступлений и преступлений против человечности, совершаемых от имени РФ и идеологии «Русского мира», деятельность в Украине Русской православной церкви запрещена».
В РПЦ решение Верховной рады назвали «беззаконным актом», создающим правовую базу для тотальной ликвидации приходов канонической УПЦ, где молятся большинство украинцев. «Над Украинской православной церковью совершается расправа за ее отказ присоединиться к организации раскольников, созданной в качестве политического проекта, направленного на уничтожение общего духовного наследия русского и украинского народов», — заявил глава синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.
После вступления закона в силу Государственная служба Украины по этнополитике и свободе совести получит право выносить предупреждения приходам Украинской православной церкви о необходимости «устранить связи» с «государством-агрессором», а на самом деле – принуждать к переходу в раскольническую церковь. В случае отказа суд сможет вынести решение о юридической ликвидации сопротивляющейся православной общины. Кроме этого, появится основание для возбуждения уголовного дела по статье о коллаборационизме.
Сейчас на Украине 8 тысяч приходов УПЦ, и для каждого потребуется отдельное решение суда. Законом предусмотрен переходный период в девять месяцев, предполагается, что этого времени хватит, чтобы приходы добровольно перешли под раскольников, в противном случае начнутся расправы и запрет на деятельность. Глава синодального информационно-просветительского отдела УПЦ митрополит Нежинский и Прилуцкий Климент (Вечеря) заявил, что текст закона противоречит конституции государства и целому ряду принципов, которые Украина ратифицировала в международных договорах как демократическое государство. Но это заявление украинская власть проигнорировала.
Когда Владимир Зеленский подпишет закон, Верховный суд сможет лишить УПЦ ее юридического статуса, после чего вероятна экспроприация церковного имущества и запрет на религиозную деятельность в стране. Также закон спровоцирует новую волну захватов храмов, вплоть до штурмов, и передачу их раскольникам.
Владимир Зеленский цинично заявил, что этот закон «укрепит духовную независимость» украинцев и «лишит Москву последних возможностей ограничивать их свободу». Мнение как минимум восьми миллионов сторонников канонического православия внутри самой Украины режим Зеленского просто растоптал. А глава раскольнической Православной церкви Украины Епифаний требовал капитуляции канонической Украинской православной церкви ещё до принятия закона. Кроме него, Всеукраинский совет церквей и религиозных организаций также одобрил запрет. Глава украинской греко-католической церкви, епископ римско-католический церкви и главный раввин Украины полностью поддержали раскольников, объединившись в борьбе против канонической православной церкви. Хотя Совет должен принимать все решения лишь на основе консенсуса руководителей или полномочных представителей всех религиозных организаций, которые являются его членами, на заседание, где решили поддержать запрет Украинской православной церкви, представителей УПЦ даже не пригласили. Затем спикер украинского парламента Руслан Стефанчук подтвердил готовность запретить деятельность УПЦ, и закон приняли. Он закрепил официально ситуацию, которая была по факту, когда местные власти в разных регионах Украины принимали самостоятельные решения о запрете деятельности УПЦ. Таких решений уже насчитывалось более ста.
На Украине происходят постоянные захваты и штурмы православных храмов, избиения их защитников из прихожан, священников. А инициаторами нападений всегда выступают раскольники из ПЦУ. Эта структура имеет внешний фасад религиозности, а на самом деле курируется силовиками и выполняет политическую задачу по ликвидации канонической церкви и православия. Сейчас ПЦУ нацелилась полностью забрать под себя две святыни - Киево-Печерскую и Почаевскую лавры.
По данным главы юридической службы канонической УПЦ, за прошлый год произошло около 300 рейдерских захватов общин УПЦ. Всего с 2019 года более 1,5 тыс. храмов Украинской православной церкви были насильственно переданы ПЦУ. По данным украинского Госреестра, до февраля 2022 года на Украине действовали 8 782 церкви УПЦ, сейчас их количество уменьшилось до 8 097. За небольшой срок раскольники из ПЦУ отобрали почти 700 храмов канонической православной церкви Украины. Пик был в 2023 году — 386 церквей: в Киевской области — 164, в Хмельницкой —155 и Винницкой — 75. С декабря прошлого года по апрель 2024-го их количество выросло еще на 96 церквей. Больше всего церквей УПЦ осталось в юго-восточный регионах Украины. Меньше - в Львовской и Ивано-Франковской областях. Кроме перечисленных фактов, украинская власть лишала каноническую церковь прав на аренду земли под свои храмы.
Против священников УПЦ развернуты масштабнейшие репрессии. Служба безопасности Украины ведет уголовные преследования против ста священников УПЦ, включая 16 митрополитов. 19 иерархов были лишены гражданства Украины. Дома у непокорных священников и в приходах УПЦ ведутся аресты и обыски. Также поступают и с журналистами, работающими в Союзе православных журналистов, правозащитниками и активистами общественной организации «Миряне» и Центра правовой защиты Украинской Православной Церкви. Четыре православных журналиста – Владимир Бобечко, Валерий Ступницкий, Андрей Овчаренко и протоиерей Сергий Чертилин были арестованы. Еще нескольким православным общественникам были предъявлены обвинения в совершении преступлений разной степени тяжести, в том числе тех, за которые предусмотрено наказание в виде пожизненного лишения свободы. При этом СБУ заявила об успешной спецоперации по «ликвидации самой большой российской агентурной сети на Украине».
Между тем, по мнению адвокатов задержанных, настоящая причина – в огласке неприглядных фактов о преступлениях киевского режима против канонической церкви и арестах священников. Так стало известно об аресте СБУ протоиерея Хустской епархии канонической Украинской православной церкви в Закарпатской области о. Иоанна и задержании его адвоката. Самые принципиальные иерархи, противники присоединения к раскольникам, находятся под следствием или арестом. К 7 годам тюрьмы по обвинению в сотрудничестве с Россией приговорен священник УПЦ, захваченный украинскими боевиками на подконтрольной им территории Краснолиманского района ДНР. Наместнику Святогорской лавры митрополиту УПЦ Арсению продлили срок содержания под стражей до октября. Больного старого человека ежедневно возили из Днепропетровкого СИЗО в Славянск и обратно в закрытом тесном боксе без воды и пищи. А митрополит Запорожской епархии Лука стал личным врагом Зеленского, когда потребовал удалить богохульные сюжеты студии «Квартал 95», где комики шутили, сколько надо платить за нападения на священников: "Плюнуть в священника УПЦ МП — 20 гривен, оставить Святое писание гвоздём на машине — 50 гривен, ударить по левой щеке и автоматически по правой — 100 гривен, выгнать московский патриархат с Украины — бесценно". От шуток националисты перешли к действиям: владыка Лука рассказал, что священнику Винницкой епархии УПЦ порезали горло. По словам митрополита, таких гонений на каноническую православную церковь, которые происходят сейчас на Украине, она не знала никогда.
Более того, в отношении граждан Украины, представителей УПЦ, режим Зеленского ввел санкции. Под них, в частности, попали наместник Киево-Печерской лавры митрополит Вышгородский Павел, митрополит Иосиф, управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварский Антоний, председатель отдела внешних церковных связей УПЦ митрополит Черновицкий и Буковинский Мелетий и другие иерархи. Украинского гражданства были лишены 18 епископов и священнослужителей УПЦ. Самые активные и преданные сторонники канонической православной церкви тоже были отправлены в тюрьму. Не пожалели даже хорошо известного пожилого украинского поэта Яна Таксюра, которому дали 12 лет колонии за то, что в своей ТВ-программе он рассказывал о нарушении прав верующих.
В мире на происходящий на Украине произвол в отношении канонической православной церкви отреагировали равнодушно, как обычно реагируют на любые преступления своих ставленников. С критикой пока выступил только кандидат в вице-президенты от Республиканской партии Джей Ди Вэнс. Он призвал США отказаться от финансирования страны, которая «лишает христианские общины религиозной свободы». А на Украине депутат Верховной рады Артем Дмитрук заявил, что получает сообщения о подготовке на него покушения в связи с его несогласием по поводу закона. Народ пока безмолвствует, но ситуация неизбежно усугубит раскол в обществе
Между тем в Донбассе, частях Запорожской и Херсонской областей, ставших российскими территориями, год назад состоялся переход епархий под омофор Русской Православной Церкви. Донецкая и Мариупольская, Горловская и Славянская, Луганская и Алчевская, Ровеньковская, а также Бердянская и Приморская епархии прошли в Минюсте РФ процедуру государственной регистрации. Представитель Ровеньковской епархии иерей Кирилл назвал переход историческим событием: «Нет никаких разночтений, места для смуты и сомнений».
Более того, переходить в управление РПЦ начали и раскольники. Первым это сделал приход в Мариуполе. Отец Алексей, священник храма Святого Архистратига Михаила, отметил, что руководство епархии, клир и прихожане других храмов Мариуполя и всей Донецкой и Мариупольской епархии теперь помогают новым прихожанам: «Священники Донецкой епархии всевозможно и всячески нам помогают – то с облачением, то свечей привезут, то иконы. Такое доброе отношение». Также он рассказал о причинах присоединения к Русской православной Церкви: «Обратились к митрополиту Донецкому и Мариупольскому и совершился у нас переход. Православие должно людей объединять. Бог единый, Бог есть любовь. И все на этой основе должны объединяться».