Владимир Блинков, экономический обозреватель
Несмотря на принятые антикитайские санкции миллиарды долларов инвестиций от фирм Уолл-стрит перетекают в китайские компании, занесенные американским правительством в черный список - управляющие активами инвестировали 6,54 млрд долл. в 63 такие компании. Этот поразительный факт отмечается в докладе Комитета по конкуренции Палаты представителей США.
Эту оценку подтверждает и специальный доклад «Исследование для Конгресса: BlackRock и MSCI: как оффшорные компании Уолл-стрит финансируют КПК и НОАК», подготовленный общественной организацией «Коалиция за процветающую Америку». В нем приводятся доказательства того, что американские компании - BlackRock (крупнейший в мире фонд, управляющий активами в 11,5 трлн долл.) и индексный фонд MSCI одного из крупнейших американских банков Morgan Stanley, инвестировали 2,9 млрд долл. и 3,7 млрд долл. соответственно в китайские военные компании и государственные компании, на которые правительство США наложило санкции. Делали они это через дочерние фирмы, зарегистрированные вне США. В итоге, BlackRock владеет долями в 18 китайских компаний, включенных в «запрещенный список» Министерства торговли США. Более того его дочерние компании инвестировали около 200 млн долл. в компании, задействованные в производстве ядерных боеголовок, способных поразить континентальную часть США. Помимо этих инвестиций BlackRock создал совместное предприятие с государственным China Construction Bank для выхода на рынок управления активами на материковом Китае объемом 9 трлн долл. По мнению авторов доклада указанные компании вполне могли бы обойтись и без этих инвестиций.
Не отстает и второй по размеру активов американский фонд Vanguard. Он, как и Blackrock, вкладывает пенсионные и инвестиционные доллары американских граждан в китайские компании и корпорации, подвергшиеся санкциям. Авторами доклада выявлены 60 дочерних компаний военно-промышленного комплекса КНР, 56 дочерних предприятий китайских военных компаний, которые работают с ним с целью получения передовых технологий, а также многочисленные китайские компании, специализируются на «квантовых информационных технологиях, искусственном интеллекте и микроэлектронике».
В сотрудничестве с китайскими предприятиями замечены также пять крупных американских венчурных компаний - GGV Capital, GSR Venture, Sequoia Capital China, Qualcomm Ventures и Walden International. Они инвестировали 1,9 млрд долл. в компании, которые финансируют развитие в КНР систем с искусственным интеллектом и китайскую армию, а также 1,2 млрд долл. в китайский полупроводниковый сектор.
И в такой деятельности компании из финансового сектора не одиноки. Как установила упомянутая общественная организации «Коалиция за процветающую Америку», лоббирующая национальную промышленность, более 4200 китайских компаний находятся в инвестиционных портфелях десятков ничего не подозревающих американских инвесторов. Среди них и крупнейшие американские технологические компании. И причина все та же – бизнес, ведь Китай является ключевым регионом для многих из них. Так, Поднебесная обеспечила в 2023 г. 27,4% выручки Intel (14,85 млрд долл.). в то время как США с 13,96 млрд долл. только на втором месте. В итоге, Apple, Intel, AMD и NVIDIA на фоне перспективы лишиться до 40% прибыли из-за антикитайских санкций, ищут способы сохранить свое присутствие на китайском рынке. Ранее, например, AMD была вынуждена разорвать все совместные контракты с китайскими компаниями и по ее данным недосчиталась огромной прибыли, а также упустила шанс улучшить позиции на китайском рынке. Сейчас компания делает все возможное и невозможное, чтобы сохранить свои позиции.
У другого гиганта - NVIDIA дела идут получше, но ситуация такова, что дядюшка Сэм постоянно ставит ее руководителю Дженсену Хуангу палки в колёса. К примеру, для экспорта в Китай запрещена даже настольная GeForce RTX 4090, не говоря уже о высокопроизводительных графических ускорителях последних поколений. А мечтать о поставках DGX B200 на архитектуре Blackwell вообще не приходится. Так что со временем и NVIDIA также может столкнуться со значительным падением продаж на втором для нее по значимости рынке.
Добавляются и технологические проблемы. Так один из крупнейших производителей электроники - Apple долгие годы выстраивала производственную базу в Китае и именно ей она обязана своими успехами в последние десятилетия. На фоне антикитайских санкций Apple попробовала перенести производство в Индию. Но, пока она не в силах наладить качественное производство своей техники, индийская компания по выпуску корпусов для iPhone «гонит» 50% брак из-за низкой квалификации рабочих, и на исправление ситуации могут уйти месяцы. Поэтому она пока не собирается отказываться от услуг китайских партнеров.
Но, поскольку в соответствии с политикой США в области полупроводников, указанным компаниям запрещено экспортировать свои самые передовые продукты китайским клиентам, они ищут способы обойти уставленные правительством США ограничения. Так, корпорация Intel планирует начать поставки в Китай ускорителей Habana Gaudi 2, которые нельзя поставлять из-за ограничений, наложенных правительством, в виде экспортного, несколько урезанного в функциональности варианта Gaudi. В таком виде его пока можно будет продавать в КНР, не опасаясь проблем с регуляторными органами США. Примерно также уже поступил ее конкурент – Nvidia, которая под названием Н800 поставляет в Китай модифицированный вариант графического ускорителя Н100.
Эти примеры показывают, что, несмотря на конфронтационную риторику американских политиков, американский бизнес настроен на сотрудничество с КНР. Когда дело доходит до прибыли, компании с Уолл-стрит и не только не могут с собой ничего поделать и пытаются обойти барьеры, установленные его же властями. Так, технологические компании из-за ухудшения отношений следуют стратегии «Китай плюс один», оставляя часть производства во второй по величине экономике мира, а остальное перемещая в такие страны, как Вьетнам, которые более дружелюбны к дяде Сэму. И, никакая американская администрация пока не может совладать с этими «глубокими традициями», никакие указы, запрещающие сотрудничать с китайскими компаниями и инвестировать в акции оборонных подрядчиков и государственные компании Китая, не действуют. Как говориться – ничего личного, только бизнес.