Игорь Пшеничников, политолог
«Ослабление поддержки Украины», как заметили зарубежные СМИ, стало весьма примечательным итогом саммита "Большой двадцатки" (G20) в Рио.
Участники форума подписали совместную декларацию, в которой до предела смягчена ранее согласованная критика действий России на Украине и содержится лишь общее упоминание о "человеческих страданиях, вызванных 1000-дневным конфликтом на Украине". Лидеры стран, входящих в G20, уже второй год отказываются выступить с прямым осуждением действий Москвы.
Это происходит на фоне усиления давления на Зеленского со стороны некоторых его западных союзников с целью заставить его рассмотреть возможность мирных переговоров с Россией. В данном случае большинство лидеров стран G20 в некотором смысле встроились в повестку дня избранного президента США Дональда Трампа, который декларирует необходимость мирного диалога по Украине и прекращения войны. Известно, что Трамп обещал "прекратить войну на Украине до своего вступления в должность", которое состоится 20 января 2025 года.
Не уточняя истинных намерений Трампа и условий вероятного мирного диалога, которые будущий лидер США будто бы намерен предложить Москве и Киеву, представленные на саммите G20 страны Глобального Юга фактически использовали в своих интересах позитивный вектор риторики Трампа. Де-факто Глобальный Юг использовал видимые разногласия Трампа с западными сторонниками войны на Украине для того, чтобы сорвать антироссийский настрой проекта финального общего заявления.
Некоторые европейские делегации на саммите G20 настаивали на более жестких формулировках, осуждающих Россию и, в частности, нанесенный Россией в минувшее воскресенье массированный ракетный удар по украинской критической инфраструктуре, работающей на нужды ВСУ. Их требования сконцентрировать внимание саммита G20 на "русской агрессии" встретили сопротивление других стран-членов этой неформальной группы. В итоге западные страны, оказавшись в меньшинстве, сдались и отказались от этого требования из-за опасений, что оно может сорвать принятие финального совместного заявления.
Мнение Глобального Юга перевесило в G20, и это симптоматично. С одной стороны, это можно рассматривать как намерение западных стран показать лояльность новому президенту США. Но, с другой стороны, главное заключается в том, что мировое большинство де-факто голосует против дальнейшей западной помощи Киеву, без которой война на Украине давно бы пришла к своему логическому финалу, то есть к падению киевского режима.
Западные СМИ пытаются представить дело так, что на саммите G20 в Рио-де-Жанейро его участники говорили преимущественно об изменении мирового порядка в связи с возвращением к власти избранного президента США Дональда Трампа. Это преувеличение. Главной фигурой в Рио был лидер КНР Си Цзиньпин, который продвигал свой проект "Один пояс, один путь".
Можно было бы предположить, что второй ключевой фигурой на саммите в Рио был Байден. Это тоже преувеличение. На него смотрят как на "хромую утку". По крайней мере The New York Times использовала именно эти выражения, комментируя визит Байдена в Латинскую Америку. Кроме того, Байдена даже не стали ждать, когда была общая фотосессия. И на общем снимке участников саммита G20 Байдена нет. И это тоже символ.
Саммит G20 в Рио состоялся сразу после саммита стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Лиме (Перу). И в Лиме, и в Рио особенно заметен был Китай. Экономические инициативы Поднебесной приятно разбавили малоконкретные дискуссии, характерные для этих форумов.
В Перу буквально на глазах у Байдена лидер КНР Си Цзиньпин открыл там построенный на китайские деньги крупнейший в Латинской Америке морской мега-порт Чанкай, который способен изменить всю логистическую систему Латинской Америки и АТР. Речь идет о создании целой водно-сухопутной логистической системы в рамках китайской инициативы "Один пояс, один путь". Эта система будет задействована всеми странами Латинской Америки в экспортно-импортных операциях с Китаем и Азией в целом.
Это событие стало отличным фоном и для выступления Си Цзиньпина на саммите "Большой двадцатки". Он изложил впечатляющий по масштабам и объемам финансирования набор действий Китая в области глобального развития.
Китайский лидер предложил "общими усилиями продолжать высококачественное совместное строительство" инфраструктуры в рамках инициативы "Один пояс, один путь". Как сообщил Си Цзиньпин, Китай выделяет на эти цели средства в объеме около 107,8 млрд долларов. Для понимания масштаба мировой китайской торгово-экономической экспансии отметим, что мега-порт Чанкай, который решит для Пекина все его логистические проблемы в Латинской Америке, обошелся Китаю всего в 1,3 млрд долларов.
Кроме того, Си Цзиньпин заявил о намерении Китая воплощать в жизнь "Инициативу по глобальному развитию". Си Цзиньпин указал, что, опираясь на более чем 1 100 уже реализуемых его страной проектов в области развития, Китай "обеспечит строительство исследовательского центра Глобального Юга, продолжит эффективно использовать пакет финансирования в размере 20 млрд долларов для поддержки развивающихся стран, будет углублять практическое сотрудничество в таких областях, как борьба с бедностью, продовольственная безопасность и цифровая экономика".
Помимо этого, привлекла внимание предложенная Си Цзиньпином программа партнерских действий Китая и Африки по совместному развитию многочисленных социально-экономических связей в ближайшие три года. Си объявил о выделении на эти цели 49,7 млрд долларов.
Далее, Китай вместе с Бразилией, ЮАР и Африканским союзом выдвинул инициативу по международному сотрудничеству "в области открытой науки, чтобы помочь странам Глобального Юга получить более широкий доступ к глобальным достижениям в таких сферах, как наука, технологии и инновации".
И, наконец, как бы в противовес объявленным Трампом планам повысить на 60% пошлины на весь китайский импорт, Си Цзиньпин объявил о решении ввести на односторонней основе "режим нулевых таможенных пошлин на все наименования налогооблагаемых товаров из наименее развитых стран, установивших дипломатические отношения с КНР". Он сообщил, что с настоящего момента и до 2030 года суммарный объем импорта Китая из развивающихся стран, как предполагается, превысит 8 трлн долларов. И это всё без пошлины. Это беспрецедентная поддержка развивающихся стран, учитывая гигантский рынок Китая.
Резюмируя бенефис Китая на саммите G20, можно сказать, что такой невероятной щедростью, похожей на разбрасывание денег, Поднебесная явно противопоставляет себя Соединенным Штатам и Западу, которые, наоборот, демонстрируют приписываемое себе моральное превосходство, исключительное пренебрежение к интересам всего остального мира, неприкрытое желание доминировать и искать только денежную выгоду.