Данный факт активно комментировался многочисленными американскими средствами массовой информации, в том числе финансируемой Белым домом международной вещательной службой "Голос Америки". В частности, заокеанские пропагандисты с умилением сообщали, что, по данным за 2006 год, США затратили на благие правозащитные цели в глобальном масштабе около 1,2 млрд. долларов. Безусловно, не обошлось без упоминания о "нарушителях", то есть, по мнению самовольно присвоившего себе право давать оценки Вашингтона, государствах, "попирающих основы основ надлежащего миропорядка".
В связи с публикацией документа, "Голос Америки" обильно цитировал помощника министра США по правам человека Барри Лоуэнкрона. Последний, в частности, разъяснил, чего хотят в Белом доме. Так, по словам Лоуэнкрона, США "выступают за свободные и честные выборы, прозрачность в работе правительств, а также независимость прессы". "Если где-то эти три элемента демократии слабы, Соединённые Штаты стараются укрепить их, – сказал он. – Когда на них нападают, мы их защищаем. А когда государство не позволяет развивать эти элементы, мы обращаемся к тем, кто живет в страхе, мечтая о свободе". Согласно словам высокопоставленного американского чиновника, "демократия … позволяет провести в жизнь положительные изменения, невзирая на особенности того или иного государства", поскольку "её сила не в идеальности, а в подотчетности". Далее Лоуэнкрон добавил, что "конструктивные перемены должны осуществляться в рамках долгосрочной перспективы применительно к нуждам каждой отдельной страны".
Слова – правильные, но возникает естественное желание убедиться, что они не расходятся с делами. В данном случае, как кажется, наиболее ярким примером должен послужить Ирак. Ведь именно там с марта 2003 года, то есть уже более четырёх лет (время достаточное для появления достоверных результатов), американские поборники прав человека и демократии строят "идеальное будущее".
Оставим в стороне финансовый аспект проблемы. Нет смысла сопоставлять 1,2 млрд. долларов, о которых идёт речь в докладе государственного департамента, и 374 млрд., по озвученным в марте подсчетам исследовательской службы конгресса США, затраченные после 11 сентября 2001 года Вашингтоном на военную операцию в Ираке.
Обратимся к гуманитарным "достижениям" Белого дома в Персидском заливе.
В апреле традиционно придерживающийся нейтралитета в любом конфликте Международный комитет Красного Креста (МККК) опубликовал данные своего исследования по Ираку. Авторы документа утверждают, что имевшие место и продолжающиеся в этой стране события "приводят к тяжелым страданиям для всего населения, а судьба мирных граждан представляет собой каждодневное напоминание о пренебрежении жизнью и достоинством человека". Политически корректный Красный Крест "не винит в ситуации никого конкретно", однако называет её "катастрофической". При этом эксперты МККК считают, что на сегодняшний день никто – ни возглавляемые США коалиционные силы, ни марионеточное правительство Ирака, во всём зависящее от большого покровителя из-за океана – не делают в должной мере ничего, чтобы обеспечить основное право каждого человека – право на жизнь.
Такая точка зрения подтверждается даже официальными иракскими властями. В начале апреля ими были оглашены данные, согласно которым только в марте в стране погиб 1861 человек из числа гражданского населения. Эта цифра на 13 % превышает уровень февраля.
По данным же исследования специалистов балтиморской "Школы общественного здоровья Джона Хопкинса" и багдадского университета "Аль-Мустансирия", опубликованным в октябре 2006 года, за период с начала войны в Персидском заливе (с марта 2003 по июль 2006 года) в Ираке погибли почти 655 тыс. мирных жителей (или 2,5 % населения страны). Число неестественных смертей, виновными в которых считаются коалиционные войска, оценивалось на уровне 31 % от общего количества. То есть от рук американцев и их союзников пали более 203 тыс. иракцев.
Но, судя по всему, борцы за демократию (кстати, слово "демократия" переводится как "власть народа") из Белого дома мало обеспокоены данными фактами, собственно как и мнением населения оккупированной страны относительно того, кто виноват и что делать. А иракские граждане не хотят жить так, как их к этому принуждают. Об этом свидетельствуют результаты опроса общественного мнения, проведённого социологической организацией "Д3 системз"в Ираке 25 февраля – 5 марта по заказу ряда ведущих западных средств массовой информации, включая вещательную корпорацию Би-Би-Си (Великобритания) и журнал "Ю-Эс-Эй тудей" (США). Согласно полученным данным, 58 % иракцев считают, что, в сравнении с периодом до агрессии, их жизнь не изменилась или стала хуже (2004 год – 42 %). Не видят перспектив улучшения в ближайшем обозримом будущем 64 % (2004 – 15 %). Считают вторжение американских войск и их союзников в Ирак в 2003 году несправедливым 53 % (2004 – 39 %). Не доверяют оккупантам 82 % (2003 год – 72 %). Полагают, что США не справляются со своими обещаниями и обязательствами 76 % (2005 год – 59 %). Отрицательно оценивают роль Соединённых Штатов 77 % (положительно – 12 %). Рассматривают Вашингтон как реально управляющую Ираком силу 59 % (2005 – 24 %). Выступают против пребывания воинского контингента США и их союзников на иракской территории 78 % (2004 год – 51 %).
Такова реальность, которая выглядит гораздо хуже, чем того хотели бы в Вашингтоне. И, как явствует из комментариев к апрельскому докладу госдепа помощника министра по правам человека Барри Лоуэнкрона, Белый дом вынужден неохотно признавать свою далеко не идеальную репутацию, но настаивает, что все упущения можно свести к случаям "ненадлежащего обращения с подозреваемыми террористами".
Однако сомнительная объективность такой самооценки абсолютно очевидна. Особенно, если вспомнить февральское высказывание бывшего американского президента (1977-1981 годы) Джимми Картера, заявившего, что властям США, допускающим "гибель десятков тысяч мирных людей", пора "обратить внимание на репутацию Америки в мире", в том числе в вопросах прав человека.