Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»
Ровно 10 лет назад – в начале 2011 года – арабский мир потрясли, вернее, начали трясти события, которые были со стороны названы выспренно «арабской весной» - как символом «демократического пробуждения стран и народов Ближнего Востока», а на деле, по факту – превратились в погром сразу нескольких арабских прогрессивных режимов.
Действительно, взгляните на те страны, кто более всего пострадал от так называемой «арабской весны», в адрес которой даже многие арабские публицисты отпустили на первых порах много комплиментов – «демократия, мол, приходит в наш дом», пока… Пока кровью не стали заливаться такие страны, как Ливия, Сирия, Египет, Йемен…
А теперь обратим свой взгляд на полвека назад и оценим, какие позиции занимали эти же государства во внешнеполитическом раскладе второй половины ХХ века? Тогда определенную группу арабских стран, которые, кстати, были лидерами в Лиге Арабских Государств (ЛАГ), стали именовать «Фронт стойкости и противодействия». Они, при поддержке СССР, выступили тогда с несколькими принципиальными позициями. Первое – социалистическая ориентация. Второе – отпор израильской агрессии и требование к Израилю о деоккупации арабских земель, в частности Голанских высот, принадлежащих Сирии. Третье – безусловная поддержка палестинцев. И кто были те страны? Это были – Алжир, Сирия, Ливия, Йеменская Народно-Демократическая Республика (Южный Йемен), Ирак и, естественно, палестинцы, не имевшие в ту пору своей территории, но под руководством Организации Освобождения Палестины во главе с Асиром Арафатом.
И по кому ударила эта «арабская весна» в 2011 году? – Именно по этим странам! Случайно? – Нет, закономерно и точечно!
Мало того, что советник президента США Джорджа Буша-младшего по национальной безопасности Кондолиза Райс в августе 2003 года опубликовала в «Washington Post» статью «Трансформация Ближнего Востока» с прозрачными намеками на «демократизацию» стран региона. Затем она же в 2006 году во время визита в Израиль заявила, что вскоре мир станет свидетелем рождения «нового Ближнего Востока», а в 2008 году в ходе турне по арабским странам она же предупредила, что отныне для Вашингтона в данном регионе «демократия будет важнее стабильности». Это, так сказать, выражение политической воли руководства США – ещё за годы до начала «арабской весны». Но видно же, что подготовка начиналась…
А вот – очень важное признание на эту тему, которое прозвучало в 2007 году от Уэсли Кларка, генерала США, бывшего главнокомандующего силами НАТО в Европе, который лично бомбил Югославию в 1999 году. Желающие могут посмотреть видео, а мы просто воспроизведем стенограмму самого «забойного» эпизода этого интервью. Кларк рассказывает корреспонденту «Голоса Америки» при полном зале – беседа была открытая для публики:
«После службы в Европе я вернулся в Пентагон. Один генерал позвал меня: «Сэр, нам надо поговорить, зайдите на минутку…»
Я не хотел отнимать его время, но он сказал: «Нет, нет, не беспокойтесь, это – важно».
И он сообщил мне: «Мы приняли решение… Мы начинаем войну с Ираком!» Это было где-то в 20-х числах сентября 2001 года.
Я говорю: «Мы собираемся воевать с Ираком… Но почему?»
Он сказал: «Я не знаю!». Он сказал: «Я думаю, они (политики) знают, что делают».
Я поинтересовался: «Может, обнаружена связь Саддама с Аль-Каидой?»
Он сказал: «Нет, нет, ничего нового в этом направлении не найдено. Они (политики) просто решили начать войну с Ираком. Я думаю, это выглядит так: мы не знаем, что делать с террористами, но у нас хорошее вооружение, и мы можем свергать правительства».
Итак, я навестил его снова через несколько недель. В это время мы уже бомбили Афганистан.
Я спросил его: «Мы всё еще собираемся начать войну с Ираком?»
Он ответил: «Всё гораздо хуже». И взял со стола документ. Он пояснил, что только что получил этот Меморандум, в котором описывается, как мы захватим 7 стран за 5 лет. Начинаем с Ирака, затем Сирия, Ливан, Ливия, Сомали, Судан и заканчиваем Ираном».
Это – заявлено открытым текстом при полном зале и под телекамеры. И никакого намека на «демократизацию» – просто «мы захватим 7 стран за 5 лет». Вот так…
Надеюсь, сравнивая названные Кларком страны с теми, кого коснулась более всего «арабская весна», нам становится ясно, кто и зачем её затеял под красивым, но абсолютно ложным лозунгом «демократизации»?
По факту под удар «демократизаторов» попали: и Алжир (конец 2010 года), который быстро справился с местными бандерлогами, имея огромный опыт антитеррористических мер, наработанный в ходе гражданской войны 1990-х. И Тунис (ноябрь-декабрь 2010 года), где на деле за десятилетия реальная демократия с арабским колоритом была взращена на основах французского воспитания его элиты в парижской Сорбонне, к идеалам которой так тянулось тунисское руководство, но и его снесло волной «псевдодемократизации». И Египет, руководители которого давно пошли на сближение с Западом, но Запад их не пощадил – и вместо президента Мубарака протолкнул к власти «Братьев-мусульман» (запрещены в РФ), правда, египетская армия быстро сориентировалась и отправила исламиста Мурси с поста президента прямо за решетку, при этом пулями подавив его массовое исламистское сопротивление.
В общем, досталось всем – и друзьям Запада, и его противникам. Но – по факту – вместо вожделенной арабской интеллигенцией «демократии» там появилась масса гробов и могил, а «демократии» так и не появилось.
Сегодня МИД РФ, вспоминая, как начинались те кровавые события «арабской весны» в Сирии, выпустил заявление, где, в частности, сказано: «15 марта исполняется десять лет с начала массовых волнений в Сирийской Арабской Республике. Из-за вмешательства извне внутриполитический процесс стремительно трансформировался в вооруженный конфликт, на авансцену которого вышли незаконные вооруженные формирования. Страна подверглась беспрецедентной агрессии со стороны международного терроризма. Благодаря решающему вкладу России, удалось разгромить ИГИЛ (запрещено в РФ), нанести невосполнимый ущерб другим структурам террористического интернационала».
Да, по данным ЦРУ, к 2015 году, когда в Сирии появились российское войска, на её территории уже находилось с оружием в руках до 90 тысяч боевиков-исламистов, съехавшихся сюда из многих стран Ближнего Востока, Евросоюза, и даже отдельные «стрелки» из США. И всю эту шушеру раскидали по углам да могилам.
Где-то и сейчас в Сирии идут бои против оставшихся боевиков. Однако не столько далеко политическое урегулирование – в его достижении проявили свой интерес и Турция с Ираном, которые под эгидой России создали «Астанинский формат». На этой базе будет, в конце концов, достигнут мир – в отличие от разнообразных форматов западников – от «Женевы» до «друзей Сирии», которые годами только забалтывали проблему и желали сноса правительства Асада. Не вышло.
Да, красивый лозунг «арабской весны» был вброшен в народ, и народ на него повелся, не понимая, куда влечет их рок событий. А когда разобрались, когда дошло, наконец, что вся эта «весна» на деле оказалась не дорогой к лучшей, более справедливой и зажиточной жизни, а обманкой с самыми печальными и трагическими последствиями, было уже поздно – события набирали собственную энергетику, и число гробов день ото дня росло в геометрической прогрессии.
Тунис, Египет, Йемен, Ливия, Сирия, Бахрейн… В каждой из этих стран громом стрельбы разнеслось Эхо Беды. «Демократии» люди не получили, зато по арабскому миру вихрем понеслась война. Вместо приобщения арабов к «ценностям свободы» Ближний Восток был брошен в пучину катастрофы, которая, по большому счету, не обошла ни одну страну региона. В той или иной степени все оказались втянутыми в ловушку красивых лозунгов, и, как водится, «дорога в Ад оказалась устлана благими намерениями»…
Мы продолжим рассказ о трагедиях «арабской весны» в течение ближайших дней.