Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности
26 сентября в Москве стартовал Международный форум «Российская энергетическая неделя» (РЭН-2024). Формат мероприятия — трехдневный. В этом году РЭН проходит в седьмой раз, в форуме участвуют свыше четырех тысяч человек из более чем 50 стран. Главная тема – «Энергетическое сотрудничество в многополярном мире».
Площадка является одной из ключевых для обсуждения трендов развития национального топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и актуальных тенденций на мировом рынке энергоносителей. Мероприятие традиционно организовано на самом высоком уровне с участием руководителей крупнейших компаний энергетической отрасли.
Центральное событие РЭН — пленарная сессия: в заседании приняли участие Президент России Владимир Путин и Президент Республики Экваториальная Гвинея Теодоро Обианг Нгема Мбасого.
Владимир Путин начал свой доклад с глобальных угроз мировому рынку энергоносителей, которые исходят с Запада: «Современная энергетика является одной из ключевых отраслей, настоящим фундаментом мирового развития. Когда она работает спокойно, по прозрачным и понятным правилам, когда осваиваются месторождения и перерабатываются ресурсы, а поставки на рынок ведутся бесперебойно — всё это создаёт прочную основу для роста экономики, социальной сферы, для повышения благополучия граждан. К сожалению, эта прописная истина всё меньше принимается в расчёт теми, кто взял на вооружение механизмы незаконных санкций и полагает, что сможет применить их с выгодой для себя и в сфере энергетики.
О чём идёт речь? Исторически сложилось так, что именно в руках Запада оказались сосредоточены основные элементы обеспечивающей инфраструктуры глобального энергетического рынка. Имею в виду инновационные решения по добыче сырья, логистику, страхование поставок ресурсов, а также систему платежей за эти операции — словом, то, что наравне с технологиями формирует своего рода платформу мировой энергетики.
Западные элиты полагали, что могут перекрыть доступ к этим услугам тем странам, которые неугодны им в политическом плане, таким образом, выставить их якобы на обочину прогресса, а на самом деле просто выдавить с рынка. Многие согласятся со мной в том, что все эти инструменты используются прежде всего как инструменты недобросовестной конкуренции».
Мотив же здесь, как пояснил Путин, очевиден: Запад не хочет честной конкуренции, потому что зачастую не справляется с ней; и прибегает к дискриминации, «подавая её под маской мнимой евроатлантической солидарности, борьбы за права человека и так далее».
«Но закрывая доступ к своей платформе, Запад лишь подстегнул развитие альтернативных решений, альтернативной логистики, страховки, систем международных расчётов и технологических новаций. Конечно, это всё непростой процесс, но этот процесс идёт, идёт неуклонно», - отметил президент.
При этом «контррешения» стремительно эволюционируют, постепенно выстраиваясь на качественно новой технологической основе, с каждым днем становясь все более эффективными и распространенными, в первую очередь в странах, которые набирают обороты, демонстрируют высокие темпы экономического развития
Путин напомнил, что современный мир вошел в эпоху коренных, необратимых изменений: «Формируется многополярная модель развития, которая запускает новую волну глобального роста на весь 21-й век. И этот рост будет сосредоточен не в Европе и не в Северной Америке. Конечно, фундаментальные основы европейской экономики, американской, они очень серьезные, мощные, и они, конечно, функционируют и будут функционировать, тормозной путь будет долгим. Но все-таки рост основной сосредоточится не в Европе и не в Северной Америке, которые постепенно утрачивают свои позиции в мировой экономике, а в странах БРИКС и тех государствах, которые хотят присоединиться к нашему объединению, видят перспективу в равноправном взаимодействии с учётом национальных интересов».
В подтверждение своих слов он привел объективные статистические данные: так, в 1992 году доля «большой семерки» в мировом ВВП составляла 45%, а БРИКС — только 22%. По итогам 2023 года доля G7 снизилась до 30%, а БРИКС — выросла до 36%. «И темп увеличивается, разрыв увеличивается», - добавил российский лидер.
Россия остается одним из ведущих участников энергетического рынка в мире, несмотря на санкционное давление стран «западного пула». За последние два с половиной года отечественные компании смогли переориентировать поставки нефти, нефтепродуктов, угля. Например, если раньше доля Азиатско-Тихоокеанского региона (АРТ) в энергетическом экспорте РФ составляла примерно 39%, то по итогам прошлого года она выросла в полтора раза и превысила 60%. В целом на долю дружественных стран приходится свыше 90% энергетического экспорта России. При этом его физический объем, за исключением природного газа, практически сохранился на уровне 2021 года.
Россия уверенно расширяет географию и масштабы энергетического сотрудничества: строятся новые маршруты на динамично растущие, емкие рынки, включая страны Евразэс, СНГ, юга Евразии. Увеличиваются поставки по газопроводу «Сила Сибири» в КНР. Продолжает расти экспорт сжиженного природного газа (СПГ). Так, СПГ из российской Арктики стал одним из якорных, основных грузов Северного морского пути.
Москва делает ставку на расширение международных транспортных коридоров. К 2030 году объем перевозок по этим коридорам должен вырасти не менее чем в полтора раза по сравнению с 2021 годом.
Отдельно лидер РФ заострил внимание на вопросе финансовой инфраструктуры, а именно — организации платежей за российский экспорт. Он признал, что здесь есть «свои сложности». А чтобы решить эту проблему, форсируется переход на сделки в национальных валютах. Причем, как пояснил Путин, партнеры РФ в этом «в высшей степени заинтересованы». Доля рубля во внешнеторговых операциях уже приближается к сорока процентам (с 2021 по 2023 годы доля рубля в расчетах за экспорт выросла почти в три раза, до 39%). «Вместе с тем, в рамках сотрудничества со странами БРИКС идет работа над созданием автономного платежно-расчетного контура, что создаст условия для эффективного и независимого обслуживания всей внешней торговли», - добавил В.Путин. Он подчеркнул, что поставки российских энергоресурсов позволяют дружественным странам сдержать рост импортных цен, обеспечивать свою энергетическую безопасность и экономическую устойчивость, позволяют им более успешно конкурировать на мировом рынке.
Москве весьма важно было презентовать международным участникам ситуацию непосредственно в национальном ТЭК. Президент России это сделал блестяще, заверив аудиторию в устойчивости энергетической безопасности страны, подкрепив тезис накопленной статистикой.
По итогам прошлого года объем энергопотребления в России снова обновил рекорд, который превышает показатели советского периода. И это обстоятельство (рост энергопотребления), как подчеркнул Путин, — самый верный признак роста экономики. Указал российский лидер и на экологический аспект: «На долю природного газа, чистого и эффективного углеводорода, приходится 48% энергобаланса нашей страны, а вместе с атомной и гидроэнергетикой, которые имеют минимальный углеродный след, эта доля превышает 85%. Таким образом, энергобаланс РФ — один из самых «зелёных» в мире. И в отличие от некоторых западных стран, которые используют климатическую повестку для продвижения своих по сути неоколониальных интересов, мы на практике воплощаем справедливый, упорядоченный энергопереход, который учитывает наши природные условия, наше социально-экономическое развитие городов, территории всей страны и структуру топливно-энергетического баланса. Такой подход будем реализовывать и дальше».