Владимир Блинков, экономический обозреватель
Евросоюз сможет обойтись без российского газа, который поставляется транзитом через Украину, заявила недавно еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон. Она добавила, что зависимость ЕС от газа из России снизилась с 45% в 2021-м до 15% в 2023 г. и подчеркнула, что в Европе по-прежнему привержены плану по поэтапному отказу от российского газа. В качестве нового шага в этом направлении ЕС вместе с Украиной планируют прекратить действие соглашения о транзите газа через Незалежную с 2025 г. В итоге, Европа, за исключением ее южных стран, которые продолжат получать российский газ по «Турецкому потоку», освободится от российской газовой зависимости.
Но хотя цель почти достигнута, за это пришлось заплатить высокую цену - Европа попала в зависимость от американского СПГ. Причем, если до 2022 г. цена на российский газ в 200 долл. за 1000 куб м считалась высокой, то теперь 450 долл. за 1000 куб м – это реалии сегодняшнего дня. Причем цены на газ в Европе более чем в 3 раза выше, чем в США. Последнее весьма негативно повлияло на конкурентоспособность промышленности Европы, многие отрасли ее утратили. Энергоемкие предприятия закрылись, часть перебралась в другие страны или планирует сделать это в ближайшее время.
Относительно конкурентоспособными остались немногие, наименее энергозависимые отрасли и аэрокосмическая одна из них. Но сейчас и на ее горизонте появились тучи. 11 сентября президент России Владимир Владимирович Путин предложил правительству подумать об ограничении поставок титана за рубеж в ответ на санкции Запада.
Титан – стратегический металл, его сплавы обладают низкой плотностью, высокой коррозионной стойкостью, низкой теплопроводностью, нетоксичны и немагнитны. Из-за способности выдерживать экстремальные температуры, высокие нагрузки они широко используются в производстве самолетов, космических аппаратов и ракет, в том числе в двигателях, шасси и крыльях. Их используют в качестве коррозионностойких материалов в химическом производстве. Атомные подлодки, глубоководные аппараты, ледоколы, суда на подводных крыльях и воздушной подушке, тральщики, медицинское оборудование, протезы и хирургические инструменты, зубные имплантаты, спортивные товары – везде нужен титан. Но, большая часть титановых сплавов на Западе используется в аэрокосмической промышленности, в США, например, в ней используется 60% титановых материалов.
Особенностью титанового мирового рынка является то, что российская корпорация «ВСМПО-Ависма» является крупнейшим в мире производителем титана, на нее приходится четверть мирового рынка. Она осуществляет его обработку почти на всех этапах - от производства титановой губки до механической обработки деталей. «ВСМПО-Ависма» так же она является одним из крупнейших экспортеров титана, а ее клиентами являются все значимые игроки аэрокосмической индустрии Запада.
До начала СВО ключевыми потребителями титана из РФ были США (порядка 30%) и Германия (28%). После начала СВО США не стали запрещать импорт титана, но их доля снизилась до 9,4%. Евросоюз также не стал запрещать закупки российского титана, но объемы закупок также снизились примерно на 20% -до 6 410 тонн. Тем не менее, до сих пор европейские страны остаются основными импортерами титана из РФ: Германия (49%), Великобритания (7,8%), Франция (8,4%), Бельгия (2,5%), Швейцария (1,9%) и Австрия (1,4%).
Из компаний наиболее сильно от поставок российского титана сейчас зависят европейский Airbus (65% потребностей) и американский Boeing (35%). После начала СВО обе компании пообещали, что перестанут покупать титан у России, однако поставки до сих пор продолжаются и «ВСМПО-Ависма», в отличие от ее материнской компании – Ростех, не включена в санкционные списки. Более того, когда в начале 2024 г. Канада решила внести ее в эти списки, после вмешательства президента Франции Мануэля Макрона, Airbus получила разрешение использовать российский титан на своих заводах, расположенных в Канаде. Аналогичное разрешение корпорации выдали и во Франции. Так что прекращение или сокращение поставок российского титана на рынки недружественных стран больно ударит как раз по этим крупнейшим западным аэрокосмическим концернам, которые используют его для производства фюзеляжей, двигателей и шасси. Причем им нужен титан самого высокого качества, который производят лишь несколько компаний в мире. Положение усугубляет и то, что собственное производство продукции глубокой переработки титана не может закрыть потребности Boeing, Airbus, Safran и прочих игроков западной авиакосмической индустрии. Их менеджеры уже два года «ломают мозги», придумывая, как обеспечить «независимость» от закупок титана в России. Пока их отчасти выручают ранее накопленные запасы, однако они имеют неприятное свойство кончаться.
Причем, положение Европы более опасное. Хотя США, после закрытия в 2020 г. завода TIMET Corp. в Хендерсоне (штат Невада), почти полностью зависят от импорта титановой губки, у них сильные позиции в средней части цепочки производства титановых изделий, есть перерабатывающие мощности по изготовлению кованых изделий из импортной японской губки и титанового лома. Более того их предприятия расширяются, так компания IperionX намерена увеличить объем производства на новом заводе в Вирджинии до 10 000 метрических тонн в год.
В Европе же нет собственных предприятий по переработке титана, мало мощностей по выпуску слитков, а производство титановой губки - полуфабриката для сплавов вообще отсутствует. И преодолеть зависимость от российского титана Европа сейчас не в состоянии – игроков уровня «ВСМПО-Ависма» на мировом рынке просто нет. Кроме того, если Россия будет ограничивать продажи титана за рубеж, то, безусловно, мировые цены на титан вырастут, вырастет себестоимость самолетов, ракет и т.д. Так что прекращение поставок из России может угрожать работе предприятий, имеющих важное значение как для европейской национальной обороны, так и гражданской авиации. В частности, могут быть сорваны поставки авиалайнеров, что грозит утратой конкурентных позиций Airbus в борьбе с американской Boeing. В других отраслях – от атомной энергетики до пищепрома - полноценной замены российской титановой продукции тоже нет - узкий рынок, на котором мало производителей.
«Помочь» европейцам в их «борьбе за независимость» от российской продукции может практически только Китай, Япония – второй по объему производитель титана, ориентирована на США. Но Китай – жесткий переговорщик, у него с ЕС много объектов для разногласий от редкоземельных металлов до электромобилей. Учитывая, как китайцы умеют захватывать рынки и диктовать свои условиям по ценам, власти ЕС опасаются аналогичного сценария с титаном.
Так что продолжение руководством ЕС антироссийской стратегии чревато для Европы дальнейшей утратой позиций в конкурентной борьбе с США и Китаем.