Павел Александров, международный обозреватель
Уже давно никто не называет Германию экономическим локомотивом Европы: напротив, постоянно множатся рассуждения по поводу того, насколько и чем больна экономика ФРГ, которую всё чаще оценивают как колонию США. Действительно, как говорится, с такими друзьями и врагов не надо, ведь не без «помощи» заокеанских кураторов последовательно разрушается партийно-политическая стабильность Германии, вслед за США активно идущей курсом русофобии и антироссийских санкций. Одновременно, после отказа ФРГ от дешевых энергоносителей из России, приходит в упадок задыхающаяся в тисках растущих тарифов на электричество и экономика ФРГ.
Так, еще в начале сентября в беседе с экономическим еженедельником WirtschsftsWoche руководитель прогнозного центра в Институте мировой экономики в Киле Штефан Коотс предупреждал о нарастании проблем в народном хозяйстве страны. Этот экономист указывал на слабую конъюнктуру, отмечая, что даже при нормальной конъюнктуре надежд на проявление динамики в экономике практически нет. «Становится всё яснее, что ориентированная на экспорт экономика ФРГ более не способна удерживаться на волне мировой конъюнктуры», отмечал Коотс.
Теперь уже и правительство ФРГ, как сообщила информированная Sueddeutsche Zeitung, значительно понизила свой прогноз на текущий год. Это означает, что экономика Германии, как и в прошлом году, продолжит стагнировать и в году нынешнем. Если раньше «зеленый» министр экономики Роберт Хабек рассчитывал, что в 2024 году ВВП страны покажет небольшой плюс в 0,3%, то теперь в новом прогнозе речь уже пошла о минусе 0,2%. Причины эксперты видят, прежде всего, в царящей неуверенности и фирм, и простых граждан. Компании, как и раньше, страдают от высокого уровня процентных ставок, тормозящих инвестиции, и волатильности экономической и геополитической ситуации, а частные домохозяйства всё чаще предпочитают копить свои доходы вместо того, чтобы вкладываться в приобретение недвижимости или тратить деньги на потребление.
Следует отметить, что прежний оптимизм правительства Олафа Шольца, рупором которого выступал министр Хабек, абсолютно не соответствовал прогнозам ведущих немецких экономических институтов. После снижения ВВП ФРГ в 2023 году на 0,3% они и на 2024 год прогнозировали дальнейшую стагнацию. Например, Институт немецкой экономики в Кёльне ожидал минус 0,5%, Институт макроэкономики и прогноза конъюнктуры прогнозировал минус 0,3%, а исследовательский центр Deutsche Bank – db research обещал снижение ВВП на 0,2%. Объяснение следует искать в том, что экспорт Германии дает примерно половину ее ВВП. Однако ее участие и в антироссийских санкциях, и торговых войнах, например, с Китаем приносит стране ожидаемые убытки. Так, поскольку ФРГ ввела заградительные пошлины в отношение импорта электромобилей из КНР, то теперь ее ждёт «ответка» Поднебесной – потери в экспорте туда немецких авто с двигателями внутреннего сгорания.
Между тем, независимые эксперты не видят света в конце тоннеля и прогнозируют на 2025 год дальнейшее снижение ВВП Германии на те же 0,3%, ведь идет постепенная деградация основных секторов экономики – автомобильной, химической и сталелитейной промышленности, машиностроения и металлообработки. Ну, а в заявлениях министерства экономики Роберта Хабека звучат «умные» тезисы о необходимости роста реальных зарплат, инвестиций и борьбы с бюрократией. И это на фоне того, что всё новые компании выводят свои производства за рубеж, например, в США, где им предоставляют различные льготы и гарантируют низкие цены на электричество и возможности сбыта продукции.
Анализируя болезни экономики ФРГ, портал NachDenkSeiten задался вопросом: «Почему падает спрос на товары из Германии?». Его эксперты считают, что ответ лежит на поверхности. Это -ориентированная на некие «ценности» внешняя политика ФРГ, которая «под руководством США в борьбе с врагами демократии всё больше пользуется таким инструментом как экономические санкции, что для ориентированной на экспорт экономической модели Германии смерти подобно». Таким образом, ФРГ оказывается лишенной перспективных зарубежных рынков сбыта и выгодного импорта полезных ископаемых и энергоносителей.
Не скрывая горькой иронии, немецкий портал отмечает, что таким образом «радостное празднование освобождения от зависимости от энергоносителей из России стало для ориентированной на экспорт германской экономики проблемой, т.к. в результате она получила завышенную стоимость электроэнергии, что бьёт по ценовой конкурентоспособности». Экономические же санкции, которые запрещают немецким фирмам продавать свои товары во «вражеские страны» являются, по мнению автора, «однозначно выстрелом себе в ногу». Портал также прямо констатирует, что если «большой друг Германии по имени America» продолжит свой путь к тому, чтобы снова стать «великой» и для этого не откажется от своего протекционизма, то «тогда встанет вопрос о способности существования немецкой экономической модели и в будущем».
Вполне естественно, что мысли о том, насколько светлым будет будущее Германии занимают не только профессиональных экспертов-экономистов, но и обычных бюргеров. В этой связи интерес представляют результаты опубликованного в октябре ежегодного долгосрочного социологического опроса «Страхи немцев», который уже более 30 лет подряд проводится по заказу страховой компании R+V-Versicherung. Наибольшую озабоченность бюргеров вызывают, в первую очередь, такие вопросы: «Продолжится ли рост цен?», «Смогу ли я и дальше оплачивать свою квартиру?», «Продолжится ли наплыв мигрантов в Германию?».
Как отметил руководитель проведенного исследования Гриша Бровер-Рабинович, «наиболее чувствительно немцы реагируют тогда, когда речь идет об их собственном кошельке». Поэтому не случайно оказалось, что сейчас большинство бюргеров (57%) боятся дальнейшего роста потребительских цен, на втором месте (56%) страхи из-за наплыва в страну иностранцев, а на третьем месте (52%) - опасения, что возрастет арендная плата за жилье.
Политолог из Марбурга Изабелла Боруки, которая сопровождала проведение соцопроса в качестве советника, обращает внимание на то, что в Восточной Германии страхи из-за притока мигрантов распространены больше, чем в западной части ФРГ (60% против 55%). На территории бывшей ГДР «чужаков» воспринимают как угрозу, отметила эксперт. Не это ли одна из основных причин растущей здесь популярности партии «Альтернатива для Германии», которая так раздражает политический бомонд ФРГ.