Парадоксально: несмотря на публичную критику, больше похожую на травлю, и протокольные колкости, президент Путин остался доволен итогами саммита G-20 в Брисбене, Австралия. «Я считаю, что работа наша завершена, и завершена с успехом» - этими словами он закончил свою итоговую пресс-конференцию и, не дожидаясь конца встречи, улетел в Москву. Хорошая мина при плохой игре?
Хотя "двадцатка" – формат сугубо экономический, встреча в Брисбене изначально рассматривалась как арена жесткого противостояния России и Запада в украинском вопросе. Хозяин саммита австралийский премьер Тони Эббот демонстративно предлагал исключить Россию из числа участников саммита. Однако идея не прошла. Такие вопросы решаются консенсусом, а его не было. Одни державы – например, Китай – его явным образом не поддерживали, другие, как ФРГ, рассматривали участие России в качестве еще одной возможности для переговоров. Поэтому накануне саммита говорить об изоляции России было малопродуктивно. США, Великобритания, Канада и гостеприимные хозяева – увидели в саммите возможность устроить Путину коллективную взбучку. «Снести», как образно выразился Тони Эббот. Словом, Путина в Брисбене ждали.
Путин, вероятно, был готов к тому, что Запад настроен на то, чтобы совместными усилиями заставить его принять свои правила игры. Такие попытки уже были, когда страны «семерки» коллективно уламывали российского президента сменить позицию по Сирии.
Видимо, поэтому Путин начал свое пребывание в Австралии со встречи в рамках БРИКС. Это мероприятие стало уже традиционным, поскольку главы России, КНР, Индии, Бразилии и ЮАР таким образом регулярно демонстрируют общность позиций на двадцатке. В первую очередь по экономическим вопросам. Но на это раз и по политическим.
Помощник российского президента Юрий Ушаков сообщил журналистам после встречи, что все лидеры стран БРИКС заявили о незаконности санкций в отношении России: «Они все сказали, что санкции незаконны, что они нарушают Устав ООН и препятствуют экономическому восстановлению». Ушаков подчеркнул, что российская сторона не поднимала тему санкций во время встречи. Лидеры стран БРИКС сами затронули ее, «без какого-либо намека с нашей стороны».
В свою очередь Президент США Барак Обама вновь предложил мировым СМИ мрачнейший ассоциативный ряд – Эбола, Россия, ИГИЛ, ставший навязчивой идеей, а затем провел встречу с лидерами ЕС, которая почти целиком касалась Украины. "Наша команда постоянно рассматривает механизмы введения мер дополнительного давления, если это будет необходимо", - заявил он, согласно информации «Рейтер», по итогам встречи. По мнению Обамы, если Москва не изменит позицию по Украине, "изоляция, в которой сейчас находится Россия, продолжится", передало агентство Франс Пресс.
С этим багажом стороны и приступили к работе на общих заседаниях саммита. Однако там тема Украины не фигурировала. «В официальных дискуссиях в рамках «двадцатки» вопрос Украины вообще не затрагивался, то есть, совсем, даже не упоминался» - сообщил журналистам Путин. Однако, по его словам, «все двусторонние встречи были посвящены фактически исключительно проблемам Украины. Должен сказать, что разговоры эти были очень откровенными, содержательными и, на мой взгляд, полезными».
Очевидно, что ключевой была встреча с канцлером ФРГ Ангелой Меркель и присоединившимся к ним позднее главой Еврокомиссии ЕС Жан-Клодом Юнкером. О ее содержании ничего не известно, но то, что немцы ориентированы на переговоры, а не изоляцию России, подтвердил в эфире Агентства АРД министр экономики Германии вице-канцлер Зигмар Габриэль: "Правильно, что Ангела Меркель и Франк-Вальтер Штайнмайер (глава МИД) сосредоточены на диалоге, а не на конфронтации, как другие. К примеру, я считаю абсолютно неверной реакцию на происходящее посредством постоянного бряцания оружием со стороны НАТО близ российских границ".
Кроме того, Германия, как и другие ключевые члены ЕС, явно не намерена наращивать санкционное давление на Россию. В канун двадцатки Меркель заявила, что Евросоюз не намерен вводить экономические санкции, а ограничится расширением персонального списка.
Конечно, этому есть прагматическое объяснение. Санкции стали одним из факторов замедления экономики ЕС, рост которой сейчас оценивается в 1,2%. При этом в Германии это 1,3%, во Франции 0,2%, в Италии – падение. «Затягивание украинского кризиса и режима санкций – не в интересах европейцев, поскольку это только ухудшает их экономическую ситуацию», - полагает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. Тем не менее, сейчас линию поведения и России, и ЕС диктуют все же политические причины.
На фоне отказа от эскалации санкций можно ждать конкретных результатов от визита в Москву руководителя немецкой дипломатии. При этом в интервью Die Welt Штайнмайер признал, что стороны должны искать новые подходы для снижения напряженности вокруг Украины. «Если вспомнить, как нервно Россия отреагировала на соглашение о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС и как нервно отреагировал Евросоюз на создание Евразийского союза, то новым подходом могут быть контакты с участием представителей Евросоюза и Евразийского союза. Встреча обеих организаций может быть первым вкладом в смягчение отношений. Кстати, такая идея была тепло была встречена президентом Казахстана Назарбаевым во время моего визита в Астану несколько дней назад», - заявил глава МИД Германии.
Идея переговоров в формате Евразийского союза (Россия, Казахстан, Белоруссия) и ЕС заметно контрастирует с курсом на изоляцию России, который проводят США. «Американский президент немного поторопился, говоря об изоляции, и саммит - скорее подтверждение того, что Россия не находится в изоляции», - читает эксперт Российского института стратегических исследований Николай Трошин. - Не будет экономической изоляции России, это невозможно, недостижимо».