Из фронтовых сводок, предоставляемых военными ведомствами Азербайджана и Армении, трудно понять истинную картину обстановки боевых действий в районе вооруженного конфликта. К исходу девятых суток боев (5 октября) военное руководство Армии обороны Нагорно-Карабахской Республики (НКР) было вынуждено признать отход своих подразделений из ряда районов «в связи с тактической целесообразностью».
Последние дни вооруженного противостояния характерны взаимным применением сторон тяжелых реактивных систем залпового огня, а по некоторым сведениям баллистических ракет тактического назначения, по объектам инфраструктуры и городам. Азербайджан и Армения интенсивно перебрасывают в районы военных действий резервы в основном из числа добровольцев. При этом обе стороны воздерживаются от обнародования своих потерь в живой силе.
В интервью турецкому изданию Anadolu президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил о приоритетности военного пути в урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе. При этом он обратил внимание на то, что 30-летние усилия ООН и Минской группы ОБСЕ (Россия, Франция, США) так и не привели к установлению прочного мира, и Азербайджану не остается ничего, как восстанавливать силой историческую справедливость.
Он подчеркнул, что этот регион «всегда являлся исконно азербайджанской территорией, на которой долгие годы в мире и согласии проживали азербайджанцы и армяне». Президент высоко отозвался о роли России в последних событиях: «Россия занимает взвешенную нейтральную позицию и не поддерживает ни одну из сторон в вооруженном конфликте между Арменией и Азербайджаном. Мы поддерживаем постоянную связь с российским руководством».
Руководство Азербайджана в течение последних лет тщательно готовило национальную армию к отвоеванию территории Нагорного Карабаха. Вполне естественно, союзницей Баку стала Турция со схожими языковыми корнями и культурой. При этом важное значение приобретает ее историческая враждебность по отношению к Армении и ее народу.
Турецкие военные советники и инструкторы длительное время осуществляли профессиональную подготовку азербайджанских командных кадров всех звеньев, большинство офицеров прошли обучение в турецких военных училищах и специализированных курсах. Анкара поставила Баку отдельные образцы высоко технологического оружия и военной техники. Кроме того, военные поставки в Азербайджан осуществляли Израиль и Украина. Россия в различные периоды времени также продавала азербайджанцам оружие и технику.
К началу 27 сентября событий ВС Азербайджана не намного, но превосходили по численности и вооружению силы и средства, которыми располагали Армия обороны НКР и ВС Армении. Техническое оснащение и профессиональная подготовленность личного состава обеспечило ВС Азербайджана некоторый успех наступления на юге и севере Нагорного Карабаха.
Сейчас можно уверенно сказать, что азербайджанской армии противостоят объединенные вооруженные силы НКР и ВС Армении. По сравнению с предыдущими этапами конфликта, на нынешнем наглядно проявляется слабая подготовленность обороны занимаемых рубежей, отсутствие должного руководства боевыми действиями, несмотря на самоотверженность личного состава. Создается впечатление, что армянское командование упустило подготовку противника к активным военным действиям. В результате этого Армия обороны с самого начала азербайджанского наступления начала нести неоправданные потери.
В то же время надо подчеркнуть, что главной причиной и неоспоримым поводом к началу очередного обострения обстановки в регионе стала политика и практическая деятельность руководства Армении в отношении России. В последние годы армянские власти реализовывали «многовекторный» внешнеполитический курс, результатом которого стало вытравливание из страны всего русского и откровенное заигрывание со странами Запада. В государстве создавались искусственные препятствия для фирм и компаний, занятых совместным с россиянами бизнесом. Русский язык стал непопулярным, а средства массовой информации все чаще стали распространять материалы антироссийского характера.
В приближенных к власти политических кругах в последнее время все настойчивее звучали призывы к выходу из ОДКБ и ориентации на НАТО. В августе текущего года ряд влиятельных армянских политиков и общественных деятелей выступили с призывом пересмотра основополагающих соглашений с Россией и прекращения деятельности российской военной базы в Гюмри. Уже несколько последних лет министерство обороны Армении свело к совершенному минимуму количество обучающихся (по квотам) в военных ВУЗах России армянских специалистов, полностью упразднило практику нахождения в войсках российских советников и инструкторов.
Следует отметить, что российское военное ведомство по неоплаченным кредитам вплоть до очередного обострения конфликта в Нагорном Карабахе поставляло в Армению различное оружие, военное имущество и технику.
Премьер-министр, верховный главнокомандующий ВС Армении Никол Пашинян неоднократно по телефону обсуждал с президентом России Владимиром Путиным положение на фронте и обстановку вокруг государства. Армению и Россию связывают соглашения о военном сотрудничестве и взаимной взаимопомощи, прежде всего в рамках Организации Договора о коллективной безопасности.
Недавно Никол Пашинян выступил с заявлением о том, что Россия якобы обязана защитить Армению от агрессии Азербайджана. Речь идет о совместной системе ПВО, с российской стороны размещенной на военной базе в Гюмри. Договор предусматривает ее задействование в случае авиационного нападения противника на территорию Армении.
Но Азербайджан воздерживается от авиационных и других ударов по государственной территории Армении и, по заверениям президента Ильхама Алиева, не собирается этого делать. В то же время в самой Армении и России все настойчивее звучат голоса, призывающие Москву к оказанию военной поддержки Еревану.
Российское военно-политическое руководство внимательно отслеживает состояние и развитие обстановки в районе вооруженного конфликта, настойчиво призывая стороны к прекращению боевых действий. При этом Россия не намерена вмешиваться в конфликт ни на чьей стороне. Однако следует отметить, что события последних дней свидетельствуют о безусловной слабости и неподготовленности армянской стороны к ведению жесткой обороны и созданию условий для перехода к контрнаступательным боевым действиям.
Что касается России, то она не намерена «таскать каштаны из огня» и изменять своему политическому курсу нейтралитета.