Международный спортивный арбитражный суд (Court of Arbitration for Sport (CAS) принял 17 декабря решение о запрете участия России в международных соревнованиях, организуемых учредителями GAS – Международный Олимпийский комитет, Ассоциация зимних видов спорта, Ассоциация летних видов и Ассоциация национальных олимпийских комитетов. Запрет действует два года и распространяется, прежде всего, на Олимпийские и Паралимпийские игры, попадающие в этот период.
Решение принято по иску Международного антидопингового агентства (World Anti-Doping Agency (“WADA”) выдвинутого в адрес российского антидопингового агентства (Anti-Doping Agency) (“RUSADA”).
Решение привлекает внимание своим беспрецедентным характером. Речь идет о том, что устанавливается запрет для политического руководства России (пункт 4, подпункт b – решения) посещать Олимпийские и Паралимпийские игры. Согласно учредительным документам, CAS не наделена полномочиями рассматривать политические вопросы и не имеет компетенции принимать решения в отношении иностранных политических деятелей. Как известно, отправной точкой деятельности CAS служит решение швейцарского суда, постановившего в 1993 г., что CAS наделяется правом рассматривать спортивные споры. Вердикт швейцарского суда закреплен в 1994 г. Парижским соглашением соучредителей.
Введение запрета явно и далеко выходит за полномочия CAS. Не соответствует и предмету иска – претензии WADA к RUSADA . Не из полномочий CAS, ни из предмета иска не вытекает оснований для введения ограничений для иностранных государственных деятелей. Похоже, что искомое решение является своего рода пробным шаром проверить на примере России претензии CAS на «новый» статус и позиционировать себя организацией, равной ООН. До настоящего времени подобные запреты не принимались в отношении других государств. Можно усмотреть намерение создать прецедент, который в случае «молчания» международного сообщества может стать частью деятельности CAS, а затем перекочевать и в другие отраслевые международные организации. Улучит ли такая тенденция международное взаимопонимание и без того крайне искаженное разного рода факторами? Вполне очевидно, просматривается необходимость широкого, всестороннего международного обсуждения содержания полномочий CAS!
Резонно задаться вопросом, насколько объективно решение СAS как высшего арбитража в сфере международного спорта. Следует констатировать, что крайне затруднительно обнаружить в решении СAS сбалансированный подход. Фактически в нём воспроизводятся безапелляционные утверждения WADA. Если извлечь из текста решения принципиальные моменты, то возникает ощущение, что GAS попросту узаконил или, выражаясь огрубленно, «проштамповал» претензии WADA к RUSADA .
Другими словами, эти претензии стали в рамках полномочий CAS законными с 17 декабря. А как быть с той антироссийской кампанией, которую ведет WADA c 2016 г.? Раз WADA обратилась в CAS, значит не была уверена в своих претензиях. Для российской стороны возникает основание оценить ущерб, нанесенный WADA в 2016-2020 гг., то есть до решения CAS. Так, затеянная WADA компания ввeла Россию в непроизводительные расходы в 2016-2020 гг. Необходимо произвести их всесторонний учёт, включая расходы по подготовке спортсменов и убыток от их неучастия, суммировать. Иметь в виду, что претензии по их возмещению могут быть выдвинуты в удобный момент как в отношении организаций, так и конкретных личностей, независимо от того, будут ли они в то время занимать какие-то посты.
В этой связи, уместно ли рассматривать решение СAS только применительно к области спорта? Наверно, можно было бы, если бы это решение СAS и предшествующие ему решения WADA органично не вписывались бы в общую политическую практику санкций, формируемую сообществом западных стран. Просматриваются веские основания квалифицировать решения GAS и WADA как разновидность санкций. В этом смысле можно говорить о санкционном угаре, который никак не выветрится из «западных» голов. Наверно, любители конспирологии обнаружат достаточно фактического материала и временных связок для того, чтобы найти в конспирологических теориях место и для дискриминационных решений СAS и WADA в отношении России. Объединяет перечисленные действия их общее качество – стремление дискриминировать Россию.
Сложности видятся и в том, что сама по себе WADA выступает мощным источником конспирологических измышлений в отношении России. Непосредственным её конкурентом в области конспирологических построений видится так называемая независимая организация Billingcat. Обе организации соперничают на поле русофобии, дополняя и подстегивая друг друга. Здесь надо бы разобраться, делают ли они это сознательно или по заказу? Если сознательно, то международному сообществу следует им помочь выйти из данного, безусловно, болезненного состояния, иначе они могут дойти до полного умопомрачения. Если же они действуют по заказу, то надо было бы уточнить им свой статус. В частности, предпочтительнее себя позиционировать как политическое консультирование в части составления конспирологических схем. Понятно и доходно.
Billingcat вспомнилась и своей любовью к данным геолокации тех или иных лиц и их перемещений в пространстве. Может возникнуть искушение предъявить общественности по образцу «Billingcat» материалы геолокации и перемещений должностных лиц СAS и WADA особенно в части их контактов с представителями западных служб и западными политиками. Но удержимся. Этот «прикуп» пригодится позже, когда наступит подходящий момент и тогда можно будет всем вместе удивиться серии совпадений в действиях должностных лиц СAS и WADA.
Напрашиваются ответные шаги, но не прямолинейные. Если в СAS и WADA бесцеремонно относятся к российским государственным деятелям, то надо ли предаваться только негодованию – более перспективно поставить на место должностных лиц этих и аффилированных с ними организаций. Так, установить практику, при которой должностные лица СAS и WADA и других аффилированных организаций смогут посещать Россию в ближайшие два года только в качестве частных лиц, имея в виду, что им будет выдаваться только туристическая виза и они буду следовать её статусу и к ним будут относиться как к рядовым туристам, не предоставляя возможностей профильных контактов и определяя какие общественные мероприятия им будут открыты для посещений.
Дискриминационные решения GAS и WADA органично дополняют западную санкционную практику и ведут дело к тому, что формируется твёрдый показатель здравомыслия в международных отношениях. Отношение к России становится индексом международного здравомыслия, а также индексом самостоятельности отдельных политиков, организаций и стран.