Марина Харькова, журналист, Донецк
Оценивая провокационные действия Украины у границ ЛДНР заместитель руководителя администрации президента РФ Дмитрий Козак сравнил поведение украинского руководства с детьми, которые играют со спичками. По его словам, "трудно предсказать, до чего эти дети доиграются". В случае же, если разгорится масштабный пожар, "если там будет устроена Сребреница", Россия будет вынуждена "встать на защиту российских граждан, проживающих в регионе", предупредил он. Условия вмешательства России в конфликт на востоке Украины обозначены открытым текстом. Это как раз те «красные линии», за которые Киеву не следует переходить.
А теперь вернемся в события двухлетней давности, когда 24 апреля 2019 года президент России Владимир Путин подписал указ об упрощённой процедуре получения российского гражданства для жителей ДНР и ЛНР. Его могли получить жители, имеющие одновременно паспорт ДНР и ЛНР и обладающие украинским паспортом с пропиской в республиках, прошедшие проверку на местном уровне и миграционными службами РФ.
С политической точки зрения, выдача российских паспортов повышала ставки в переговорных позициях с новой украинской администрацией и Зеленским. Заодно это стало сигналом, что Россия руководствуется своими интересами. А рассуждая экономически Россия получила высококвалифицированный трудовой и человеческий ресурс, потому что люди, получившие паспорт, начали массово уезжать из республик, обескровленных войной, нищетой и безработицей.
Процесс отъезда стал массовым: уезжали врачи и инженеры, строители и преподаватели, ученые и металлурги. Утечка кадров из Донбасса стала необратимой, потому что жить семь лет под обстрелами, без будущего, в жестких ограничительных условиях – это тяжелое испытание. И 24 апреля люди получили выбор. Узнав о новости, в Донецке и Луганске начались импровизированные салюты, поздравления, царило всеобщее воодушевление, депрессию сменила надежда. Миграционные службы республик перестали справляться с валом желающих стать гражданами России. Люди сутками штурмовали учреждения, долгими часами стояли в очередях, чтобы сдать документы, платили высокую пошлину около трех тысяч рублей за общегражданский паспорт РФ, несколько тысяч нотариусам за сверку документов и перевод их с украинского на русский язык.
Впоследствии отменили и высокую пошлину, и нотариальные услуги, так как многие семьи оказались не в состоянии оплатить такие траты. Дело сдвинулось, но забуксовало на местном уровне. Главной проблемой стало получение паспорта ДНР и ЛНР, вторичными проблемами были нехватка сотрудников паспортных столов, неопытность и наплыв желающих. А вот на российском уровне механизм получения документов был отлажен, как часы: вежливые и предупредительные сотрудники ФМС, оборудованные в Ростовской области центры паспортизации для граждан ЛДНР, быстрая процедура приема, трогательная церемония принятия присяги, где многие дончане не скрывали слез радости от долгожданного воссоединения с большой родиной. Это был важный шаг именно идеологического значения, так как получить социальные преференции, обладая паспортом РФ и постоянно проживая в ЛДНР, не всем доступно. Немногие имеют родственников или недвижимость в России, чтобы получить там постоянную регистрацию, медполис, пенсию, материнский капитал и т.д.
По данным МВД РФ по Ростовской области, всего с начала раздачи российских паспортов на Донбассе, их получили 639 000 человек. Количество получивших паспорт РФ настолько возмутило киевские власти, что в Верховной раде Украины предложили сажать в тюрьму граждан страны, скрывающих второе российское гражданство. Однако останавливает дончан не эта угроза, а объективные сложности в получении паспорта ДНР-ЛНР. Процесс идёт медленно. С такими темпами он растянется на десятилетия, к тому же получить российские документы желают не только местные жители, но и сбежавшие в начале войны на Украину, но сохранившие прописку в республиках. Сейчас неизвестно, сколько людей проживает в ЛДНР (результаты переписи населения не публикуются), но по прогнозам с нынешней скоростью процесс паспортизации не завершится и к 2040 году.
Паспортизация сильно тормозится из-за получения населением республиканских паспортов: после сдачи пакета документов надо ждать 3-4 месяца и достаточно много получивших отказ на формальных основаниях. Процесс можно значительно ускорить, но этого не происходит. К примеру, в Крыму, где проживало более двух миллионов человек, паспортизация прошла в срок чуть больше года.
На сегодняшний день очереди на подачу документов на паспорт республики, после чего можно сдавать и на паспорт РФ, растянулись на два-три года. Есть такие районы, где талон на подачу документов можно получить только на 2023 год. Кстати, необходимость внедрения паспортов собственного образца была связана с отказом Украины выдавать документы жителям Республики. В паспортизации срочно нуждались лица, достигшие 16-, 25- и 45-летнего возраста, а также граждане, утратившие документы в результате боевых действий. Именно они обеспечивались документами в первую очередь. Потом стали получать паспорта остальные. Однако условия получения паспорта ДНР таковы, что их не смогли получить бойцы-добровольцы, не имеющие прописки на момент марта 2014 года, ополченцы из других регионов, переселенцы с украинской территории, довольно большой пласт людей идейных, достойных, верных республикам. Нередки и случаи отказа в гражданстве РФ ополченцам, в отношении которых Украина заводила дела в «террористической деятельности» или подавала на розыск в Интерпол. К примеру, известны истории донецких ополченцев, которым управление ФМС в Ростовской области отказало в российском паспорте на основании запроса Киева.
Сейчас в республиках вновь идет кампания по активизации получения паспортов. Все бюджетники документы на российский паспорт будут подавать централизованно, чтобы ускорить процесс. Стратегически это правильный подход, при котором ориентация на Россию становится доминантной.
Но пока что Кремль предупредил, что в случае нападения на ЛДНР России может повторить схему действий НАТО против сербов в середине 90-х. Тем более, при угрозе жизни граждан России. И это сигнал не только Киеву, но и НАТО, создавшему немало международных прецедентов в бывшей Югославии.