Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»
Завершилась на днях Вторая Берлинская конференция по ливийскому урегулированию. Казалось бы – где Ливия, и где Берлин? Почему именно немецкая земля была избрана для выяснения отношений на тему: «Кто в Ливии будет начальник, и кому нести ответственность за разгром Джамахирии в 2011 году?».
Если не ошибаюсь, именно Россия мягко подтолкнула пару лет назад европолитиков к идее обсудить ливийское урегулирование в столице Германии. Как бы на нейтральной почве – ведь у всех остальных европейских тяжеловесов рыльцо-то в пушку: все дружно бомбили Джамахирию в 2011-м – и французы, и итальянцы, и англичане…
Владимир Путин даже специально прилетал в январе 2020 года на Первую конференцию в Берлин – это был, кажется, чуть ли не последний многосторонний очный саммит лидеров России, Европы, США и Северной Африки прямо накануне развертывания коронавирусной пандемии в феврале того же года. Сейчас вторая встреча опять прошла в очном режиме – Россию представлял на ней заместитель Министра иностранных дел Сергей Вершинин, демонстрируя таким образом, что у нас есть большой интерес к урегулированию этого конфликта.
А смысл урегулирования в том, чтобы добиться согласия между двумя враждующими в Ливии силами – с востока страны и с запада страны. Исторически Ливия так и была разделена на Триполитанию (запад), Киренаику (восток) и Феццан (юг). Только король Ирис I в 1940-х, а после него Каддафи смогли собрать в единое государство это лоскутное одеяло из примерно 800 племен – просто по числу оазисов в Ливийской пустыне. А как французы убили Каддафи руками местных бесноватых «р-р-революционеров», так многоплеменная страна и рассыпалась, будто мозаика, потерявшая раму. И как её собрать в прежний вид? – Уже десять лет никто эту задачу решить не может.
На западе Ливии заправляют исламисты при прямой поддержке ряда государств из Европы и с Ближнего Востока. На востоке страны сидит и правит своим куском территории Парламент светского толка, который поддерживает другая кампания из стран Европы и Ближнего Востока. Юг – Феццан – сидит тихо и не отсвечивает, пока восток с западом выясняют, кто тут в пустыне старший? Мы имеем контакты и с восточными, и с западными властями Ливии. Как и американцы. Поэтому янки нас там очень ревнуют… Недавно, например, на брифинге Госдепа последовало заявление: «Российское участие в Ливии это нечто, что имеет геополитические последствия для США, поскольку это происходит на южном фланге НАТО».
Картина в результате пестрая и многообразная с точки зрения самых разных, прежде всего, шкурных, интересов, ведь ливийские нефть и газ, а уж запасы пресной воды (sic!) – это весьма заманчивый приз для того, кто сможет продвинуть на «место начальника» своего протеже.
Мы подробно разбирали подоплеку ливийских событий в опубликованном здесь недавно материале «10 лет «арабской весны». Ливийская трагедия. Зачем Запад разгромил Ливию – из ненависти к Каддафи или по иной причине?», так что не будем повторяться – там исходная информация по теме представлена. Зато обратим внимание на итоги Второй Берлинской конференции, как на попытку вывести ливийскую историю в понятное западникам состояние «всеобщих выборов главного начальника».
Надо также заметить, что нет в ливийском обществе вообще – вообще! – никакой традиции каких-либо выборов. Ни короля Идриса, ни «Лидера Революции» полковника Каддафи никто на их посты не выбирал. А как Парламент-то попытались избрать после падения Джамахирии и гибели Каддафи, так страна и рассыпалась. Депутаты на востоке, в Бенгази командуют самими собой – а вокруг уже 10 лет «махновщина» с местным колоритом.
Так что, история со всеобщими выборами, которую продвигают европейцы, прямо противоречит их же словам, выделенным в резолюции Второй конференции, где они сначала дружно записали: «Мы подтверждаем нашу приверженность воздерживаться от вмешательства в конфликт или во внутренние дела Ливии и призываем всех международных субъектов сделать то же самое», а через две строчки заявили: «Президентские и парламентские выборы в Ливии, проведение которых запланировано на 24 декабря 2021 года, должны пройти так, как это оговорено в дорожной карте, принятой по итогам Форума ливийского политического диалога, который прошел в Тунисе в ноябре 2020 года, и их результаты должны быть приняты всеми».
Ещё раз – «должны быть приняты всеми». Это разве, априори, не вмешательство в результаты выборов? Это кто кому там «должен»? И почему ливийцы «должны» западникам, почему ливийцы не могут вообще отказаться от каких-то выборов, навязанных против их племенных обычаев – там, в оазисах иная историческая традиция. Тем более, учить их теперь взялись, те же люди, которые послали свою авиацию бомбить ливийцев в 2011 году! Да там Совет Племен – высший орган управления! А тут НАТОвцы с их «парламентской демократией»… Не смешно?
Ну, выборы-то, в конце концов, в каком-то виде, да и организуют. И даже нарисуют результат, необходимый в глазах «мирового общественного мнения», для оправдания затраченных на эту канитель бюджетов. Но уже сами участники Второй Берлинской конференции предполагают, куда может развернуться «демократический процесс», и призывают ливийцев «соблюдать обязательства» (Какие «обязательства»? Кто эти «обязательства» подписывал в Ливийской пустыне?) по приверженности «демократическим принципам, принципам равенства и отказу от любых форм насилия».
И этот призыв к отказу «от любых форм насилия» пишут западники, которые бомбили эту страну ещё 10 лет назад? Слов нет, насколько велико их лицемерие. Да ещё они включили в свой документ требование… «призвать к ответственности тех, кто нарушал гуманитарное право и соответствующие резолюции ООН»! Так в 2011 году первая же резолюция Совета Безопасности ООН о «бесполетной зоне» над Ливией и была обрушена авиацией НАТО, а «нарушение всех гуманитарных прав» ливийцев – это вереницы могил тех, кто погибли под западными бомбами! И кто привлечет к ответственности командование НАТО и политическое руководство стран Североатлантического блока во главе с президентом США Обамой за это насилие?
Особо умиляет, что любимая фишка нового президента США Байдена оказалась с лету (!) включена в этот берлинский документ: участники конференции выразили желание помочь Ливии «в борьбе с коррупцией»… Других проблем там нет? Не зря же Сергей Вершинин напомнил собравшимся в Берлине о корнях ливийской трагедии: «Отсутствие централизованной системы государственного управления, разрушенной в результате прямого иностранного военного вмешательства во внутриливийский гражданский конфликт в 2011 г., привели к тому, что Ливия превратилась в прибежище для террористов и экстремистов, опасный источник региональной нестабильности».
И далее заместитель Министра иностранных дел России указал на то, что обошли стороной другие участники встречи: «Отдельная серьезная тема – иностранное военное присутствие в Ливии. Бесспорно, в условиях продолжающегося пребывания на ливийской территории иностранных военнослужащих и наемников говорить о полной нормализации не приходится». Но именно своих прокси, а также свой спецназ западники выводить из Ливии не хотят. Они хотят выборов под собственным военным контролем? Похоже на то, что о «выводе иностранных войск» будут говорить много, но до выборов солдат никто убирать не станет. Министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас просто умоляет: «Для достижения прогресса в Ливии два аспекта имеют решающее значение с нашей точки зрения. Это проведение выборов и вывод всех иностранных сил и наемников… Мы не успокоимся до тех пор, пока последние иностранные силы не покинут Ливию». Значит, иностранные войска должны уйти к дате выборов, назначенных уже на 24 декабря 2021 года? Посмотрим, как «друзья Ливии» будут исполнять это решение Берлинской конференции, в которой приняли участие масса стран и международных организаций. Типа – мировое общественное мнение.
Заметьте, что день голосования в Ливии – определен прямо на католическое Рождество. И это, по мнению западных кураторов, должно придать особый политический привкус этому событию? Это – «позитивный сигнал» для поголовно мусульманского населения страны? Мало того, что ливийцев собирают в чужой праздник – так они вообще будут вынуждены заниматься голосованием в пятницу (24 декабря 2021 года), когда весь исламский мир идет на молитву. А, выходит, ливийцев в тот день хотят направить вместо привычной мечети – на незнакомые для них избирательные участки? Кто-то из «кураторов» хоть в календарь заглянул?
Мне очень интересно, что там скажут по этому поводу в племени за ближайшим барханом?..