Владимир Кирилов, международный обозреватель
После воссоединения Крыма с Россией извечная проблема водоснабжения полуострова приобрела еще и политическую составляющую, связанную с водной блокадой Крыма, которую с апреля 2014 года организовали крымскотатарские и майдановские “активисты”. За прошедшие семь лет воды утекло немало, но обсуждения и споры всего, что с ней связано, не утихают, порождая разнообразные слухи, а порой и откровенные нелепицы. Давайте попробуем разобраться в истинной картине.
Республика Крым по водным ресурсам является одним из наименее обеспеченных регионов России. Практически все доступные для использования водные ресурсы местного стока вовлечены в систему водообеспечения. В Крыму функционирует 23 водохранилища с объемом более 1 млн кубометров. В своем большинстве они были построены в годы советской власти. Общий объем водохранилищ составляет почти 400 млн кубометров, из них 15 являются наливными с объемом около 150 млн кубометров, а восемь – естественного стока с объемом 350 млн кубометров.
Средний ежегодный объем естественного стока дает полуострову около 1 млрд кубометров воды, к которым добавляются 0,5 млрд кубометров из подземных источников. При этом для нужд постоянно проживающего на территории полуострова населения, а это около 2,5 млн человек, ежегодно требуется 150 млн кубометров. Даже с учетом курортного сезона в летние месяцы воды для нужд населения казалось бы должно хватать. Но к сожалению, этого не происходит по целому ряду причин.
Во-первых, водные ресурсы в Крыму распределены очень неравномерно – примыкающая к Сивашу северная и восточная части полуострова испытывают острый дефицит в источниках водообеспечения.
Во-вторых, значительные объемы воды уходят в песок, а чаще в море, в силу недостаточного водозадержания в периоды паводка и ливневых осадков (до 80%), а также в связи с изношенностью оборудования, трубопроводов и каналов (до 30%). Впрочем подобное положение характерно для всей инфраструктуры полуострова, оставшейся со времен Незалежней.
И наконец, объективные риски нехватки воды связаны с засухами и малоснежными зимами, которые случаются в Крыму достаточно часто, как это было, к примеру, в последние три года, когда на начало июня 2021г. запасы воды в водохранилищах сократились до критических 79 млн кубометров.
Помимо населения в воде нуждается промышленность и сельское хозяйство. Здесь как раз стоит вспомнить о самом длинном гидротехническом сооружении Европы – Северо-Крымском канале (СКК), торжественно открытом к очередной годовщине Октябрьской революции в 1963г. Никитой Хрущевым. Канал протяженностью 400 км от Каховки до Керчи был способен обеспечить 85% потребляемой Крымом воды.
Вода из СКК использовалась для питьевых нужд более 50 населенных пунктов, в том числе таких городов как Керчь, Феодосия и Судак, а также для нужд сельского хозяйства степного Крыма. Более 138 тыс. различных гидротехнических позволяли орошать 400 тыс. гектаров земли (реальная площадь орошаемых земель достигла 140тыс. га). После распада Советского Союза финансирование СКК было свернуто, канал не ремонтировался, потери воды в русле составляли 25-40%.
Водная блокада Крыма со стороны Украины привела к перебоям в водоснабжении питьевой водой части населения полуострова и нанесла серьезный ущерб сельскому хозяйству, который, по оценке экспертов, за семь лет превысил 200 млрд рублей. Кроме того, трудно переоценить роль СКК как надежного резервного источника воды в случае природных катаклизмов, способных вызвать гуманитарную катастрофу.
В этой связи поражает циничная позиция Киева, откуда в отношении крымчан звучат заверения в “любви и заботе”. При этом по злой воле украинских властей происходит вопиющее нарушение базовых прав человека, граничащее с физическим уничтожением страдающего от нехватки воды населения. Некоторые украинские политики договорились до того, что водная блокада является “благом” для жителей Крыма, так как приближает его “деоккупацию” – убийственная в буквальном смысле слова логика.
Немалое удивление вызывает практически полное отсутствие реакции на сложившуюся ситуацию со стороны международных организаций, правозащитников и экологов, не соизволивших выразить даже дежурную “озабоченность”.
Кардинально иное отношение к проблеме водоснабжения Крыма демонстрируют центральные власти России, руководство РК и Севастополя, определивших ее решение в качестве одной из важнейших основ социально-экономического развития региона. Утвержден план по бесперебойному водообеспечению Крыма на 2021-2024 годы, на реализацию которого выделено 48 млрд рублей, в том числе 45,9 млрд за счет федерального бюджета.
План включает 14 инициатив, направленных на достижение к 2024 году озвученной ответственным за его выполнение Маратом Хуснуллиным амбициозной цели – довести объем суточного водоснабжения Крыма до 300 тыс. кубометров. Согласно плану будет осуществлено строительство новых водозаборов, водоотводов и очистных сооружений; разработаны новые источники воды; проведен капитальный ремонт действующих сетей водоснабжения; осуществлены масштабные геологоразведочные мероприятия, в том числе в бассейне Азовского моря.
Восемь из 14 инициатив уже воплощаются в жизнь. Наиболее масштабным проектом является строительство двух ниток водопровода для восточного Крыма протяженностью 190 км. с пятью насосными станциями. Стоимость данного сооружения, считающегося одним из самых сложных инфраструктурных проектов России, составит 20 млрд рублей. Окончание работ планируется в 2023 году, после чего проблема обеспечения водой городов восточного Крыма будет решена.
Большое значение будут иметь строительство двух крупных водозаборов: в районе Симферополя на 15 млн кубометров и в районе Алушты на восемь млн кубов. В качестве экспериментального проекта вблизи Ялты планируется строительство первой у нас в стране опреснительной станции.
Необходимо отметить, что немало уже сделано. Когда в связи с засухой на полуострове возникла угроза водного дефицита в кратчайшие сроки было пробурено 47 скважин, а военные строители за 115 дней соорудили не имеющий аналогов Бельбекский водозабор, который по сути снял риски водоснабжения для города Севастополя.
Оценивая такой подход к решению проблемы, жители Крыма и Севастополя уверены, что все намеченные планы будут успешно выполнены. Эта уверенность прозвучала и в словах главы Республики Крым Сергея Аксенова, который заявил “Россия системно и последовательно решает глобальные инфраструктурные проблемы Крыма: энергетическую, логистическую и теперь проблему вододефицита. Никакие блокады и никакие санкции не способны остановить развитие российского полуострова “.