Сергей Саенко, международный обозреватель
В Соединенном Королевстве наступил «бензиновый апокалипсис» – многие заправки опустели, а к тем, что еще работают, стоят километровые очереди. За бензин даже дерутся, а водители начали массово скупать горючее про запас. В минувший понедельник из-за нехватки топлива десятки тысяч британцев остались работать из дома, в Лондоне же многие таксисты не вышли на работу. Что еще хуже, в результате кризиса во многих британских городах остался без бензина персонал нацслужбы здравоохранения, включая врачей и медсестер.
Многие британские автовладельцы решили, что причина прекращения работы заправок – в истощении запасов в хранилищах. Однако власти заявляют, что топлива в стране достаточно. Сегодня в Британии работают шесть нефтеперерабатывающих заводов с 47 хранилищами, и, по утверждению властей, ни одно из них не опустошено. Главная же причина бензинового дефицита в стране, что признают как британские власти, так и компании-операторы АЗС, кроется в уменьшении количества водителей бензовозов. Раньше во многих случаях на эту работу устраивались граждане Евросоюза из континентальной Европы, но после выхода Британии из ЕС (Brexit) они не имеют права трудиться на территории Соединенного Королевства, как раньше.
В качестве еще одной причины топливного кризиса британские власти называют пандемию COVID-19. Если в разгар пандемии, когда большая часть населения Туманного Альбиона сидела по домам, а машины простаивали в гаражах и на стоянках возле дома, проблема нехватки бензовозов ощущалась не так остро, то по мере возвращения к привычной жизни вопрос отсутствия иностранных трудящихся встал как никогда остро. Правительство же Бориса Джонсона не сумело вовремя сориентироваться и не смогло упростить въезд в страну иностранным водителям, хотя необходимость в этом становилась совершенно очевидной.
Эксперты ожидают рост цен на сумму от 3 до 10 пенсов за литр бензина к концу текущей недели (за предыдущие семь дней стоимость выросла почти на 2 пенса). Отметим, что из-за ажиотажного спроса цены на бензин и так достигли своего максимума за последние 8 лет. В то же время разъяренные водители уже обвиняют АЗС в искусственной накрутке цен и обманных схемах. Ряд станций вообще перестали отображать на табло стоимость топлива, пока оно не будет залито в бак, и автовладельцу приходится независимо от его желания заплатить требуемую сумму. При этом заправки, которые честно стараются держать прежний уровень цен, своей политикой тоже косвенно способствуют нарастанию напряжения: информация о них мигом разносится по интернету, создавая очереди и пробки поблизости.
Британские власти тем временем пытаются сделать хорошую мину при плохой игре, признав, наконец, потребность в иностранных рабочих, но – лишь частичную. Так, правительство Джонсона решило выдать пять тысяч рабочих виз водителям из государств ЕС. При этом срок действия этих разрешений на работу будет ограничен максимум тремя месяцами – только с целью избежать коллапса к Рождеству. После этого иностранцы должны будут вернуться домой, а британцы дальше должны справиться сами.
Логика подобных рассуждений уже вызвала критику со стороны местной Ассоциации грузовых перевозчиков, где отметили: даже для временного решения возникшего кризиса нужно как минимум около 100 тыс. водителей, причем прямо сейчас, без всяких бумажных проволочек. В противном случае на горизонте уже маячит сценарий замкнутого круга, когда бензовозам самим не будет хватать топлива для того, чтобы доставить горючее до АЗС. Здесь как раз уместно замежжжжэтить, что за последние два года из-за Brexit и миграционной политики консервативного правительства Бориса Джонсона Великобританию уже покинули десятки тысяч работавших в королевстве профессиональных водителей из стран Евросоюза, а подготовку новых затруднила пандемия коронавируса, из-за которой экзамены на водительские права долго не проводились во многих странах.
Обсуждают власти и другие варианты выхода из бензинового кризиса. Например, «переброска» на бензовозы водителей с продовольственных фур. Но тогда возникает резонный вопрос, а кто же будет возить продукты. И это при том, что опасения, связанные с пустыми полками продовольственных магазинов, в Британии в последнее время растут как на дрожжах. Возможно, помощь придет со стороны военных, поскольку Даунинг-стрит не исключает привлечения сотен солдат для доставки топлива на АЗС. Но это планируется сделать только в крайнем случае. В правительстве Джонсона многие сомневаются, что план привлечения военных вообще вряд ли будет осуществлен, хотя уже на этой неделе армия приведена в повышенную готовность. Вместе с тем некоторые АЗС во избежание конфликтов уже стали объектами усиленной охраны, а ряд автозаправок планируют зарезервировать для медиков и сотрудников чрезвычайных служб.
Одновременно с этим Министерство по бизнесу, энергетике и промышленности Великобритании решило временно исключить нефтяную отрасль из Закона о конкуренции 1998 года. Считается, что эта мера поможет бизнесу обмениваться информацией, чтобы доставлять бензин в самые проблемные точки, где на заправках обнаруживается дефицит топлива. Ранее, заметим, подобная мера применялась, когда в разгар пандемии коронавируса возникли трудности с наличием продовольственных товаров в магазинах страны.
Ситуация с топливом в Великобритании действительно серьезная, поскольку в ближайшее время без бензина могут оказаться уже 90% АЗС. Газете The Guardian пришлось даже пояснять запаниковавшим британцам, что нынешние сложности не имеют ничего общего с топливным кризисом 1973 года, поскольку связаны не с отсутствием топлива, а с дефицитом водителей грузовиков. Впрочем, британским автомобилистам, стоящим в очередях за бензином, от этого не легче.
Однако правительство само поставило британцев в трудное положение. Беда еще заключается в том, что правительство Бориса Джонсона не хочет прямо признать свою вину за сложившийся топливный кризис в стране. Более того, в стране находятся политики, которые перекладывают вину за это на чужие плечи. Как не трудно догадаться, на «плечи» России, которая «строит газопровод “Северный поток – 2”, а своим повышением цен на газ вызвала бензиновый кризис в Соединенном Королевстве». Вот уж поистине в Лондоне все «с больной головы перекладывают на здоровую»…