Станислав Смагин, политолог
На фоне ужесточающихся, все более масштабных и кровопролитных, беспорядков в Республике Казахстан 6 января начата миротворческая миссия сил ОДКБ на территории этой страны по просьбе ее законных властей. О сути и содержании данной миссии рассказал генеральный секретарь ОДКБ Станислав Зась: «Первая - охрана наиболее важных государственных, стратегических объектов; а вторая - оказание помощи в поддержании правопорядка. Это необходимо, чтобы люди чувствовали себя безопасно».
Дополнительным, но крайне важным неофициальным аспектом миссии можно считать и предотвращение способной запустить «ливанизацию» страны межнациональной розни, защиту миллионов русских - в широком смысле - людей, а также миллионов русскоязычных и русскокультурных казахов, которых их погрязшие в шовинизме и архаике соплеменники презрительно называют «асфальтными». Такие люди весьма уязвимы и при нынешней власти с ее поощрением ползучей этнократии, а победа местной «революции достоинства» делает их положение сложнее и трагичнее в разы.
Одним из ключевых оснований для удовлетворения просьбы властей Казахстана о союзнической помощи стала апелляция президента РК Касым-Жомарта Токаева к тому обстоятельству, что ядро антиправительственных сил – это фактически международные террористы. Как инспирированные извне расценил события в Казахстане и российский МИД.
Нельзя не сказать, что отправной точкой волнений, как и в других подобных случаях, стали реальные негативные явления социально-экономического и политического характера, рожденные на свет самой властью. Но нельзя не отметить и то, что у казахстанских событий действительно имеется важный международный контекст и закулисная сторона.
Еще после трагических событий десятилетней давности в Жанаозене, когда силовики оружием разогнали протесты рабочих, в казахстанских СМИ бытовала версия о возможной причастности западных и конкретно американских спецслужб к этим событиям. Такие версии вполне можно считать конспирологией. Но совершенно открыто, прозрачно и никем не маскируемо постоянное увеличение числа западных НКО и ячеек «мягкой силы» - как при Н.Назарбаеве, так и его сменщике. В настоящий момент их число дошло до 22 тысяч.
Так, в 2020 г. стало известно (и мы об этом писали), что Госдеп США собирается развивать «американские уголки» в Казахстане. Был обнародован план выделения порядка трех десятков грантов размером от 2,5 тысячи до 50 тысяч долларов каждый на развитие подобных мест. «Американскими уголками» назвали культурные и образовательные центры в республике, где должны осуществляться «образовательные программы по предпринимательству, экономике, медиаграмотности, культурному наследию, инновациям, климатическим и другим вопросам». В качестве места развертывания программы были обозначены практически все ключевые, и даже не очень, казахстанские города. Казахстанские журналисты сразу признали, что одним из приоритетов данных заведений является культивирование и усиление русофобских настроений в духе «русские устроили голодомор и убили 3,5 миллиона казахов».
Кроме того, при Трампе в Казахстане появился новый (но уже ранее там работавший) американский посол Уильям Мозер, опытный дипломат, считающийся неплохим специалистом в сфере «мягкой силы» и переформатирования общественных настроений. Мозер, будучи послом США в Молдавии, ходил на «марши» ЛГБТ, он же был замечен на киевском Майдане.
Собственно, при всей важнейшей сущностной разнице множества параметров Майдана и казахстанских волнений, есть и характерные черты сближения. Так, роль морального вдохновителя и координатора протестов взял на себя беглый олигарх и экс-министр Мухтар Аблязов, который вроде бы находится в Париже, но его штаб, собственно занимающийся координацией и информационной поддержкой волнений, в… Киеве. Сам Аблязов, где бы сейчас ни находился лично, распространяет в соцсетях очень характерные воззвания такого типа: «Мы такие же, как кыргызы, украинцы, грузины, армяне, которые свергли свои диктаторские режимы! Мы такие же, как американцы, французы, немцы, итальянцы, и мы построим такую же крутую страну, как Америка и Европа!». Кстати, небезызвестный Д.Ярош дает советы участникам волнений, как им одержать победу над властью.
Интересна и позиция собственно Запада и других держав, связанных с Казахстаном своими интересами. МИД Турции в своем обращении пожелал пострадавшим в столкновениях скорейшего выздоровления, населению Казахстана – мира и спокойствия, и выразил надежду на прекращение противостояния в ближайшее время. Тем самым Анкара, не поддержав, что естественно и прагматично, оппозицию (ведь и с властью её отношения весьма хороши), фактически встала над схваткой с готовностью взаимодействовать с любым победителем.
Дипломатия ЕС и США также не выразила явной поддержки участникам волнений, но призвала к мирному урегулированию и фактически переговорам власти с оппозицией. При этом спикер Белого дома Джен Псаки усомнилась в легитимности миротворческой миссии ОДКБ в Казахстане. Кроме того, госсекретарь США Блинкен многозначительно провел переговоры по ситуации на Украине и в Казахстане с главой МИД ОАЭ, страны, с которой казахскую элиту связывают теснейшие финансово-имущественные успехи. И, что совсем занятно, именно на пике успеха волнений уже упомянутая Псаки заявила, что Вашингтон не намерен по пунктам отвечать на ранее сделанные российские предложения по безопасности.
Очевидно, в преддверии скорых российско-американских переговоров в Женеве, брюссельской встречи Совета Россия - НАТО и венского заседания Совета ОБСЕ идет геополитическая игра на нескольких участках Евразии, и Казахстан в одночасье стал важнейшим из этих участков. Не менее очевидно, что твердость России в отстаивании своих интересов на постсоветском пространстве – залог хоть сколько-нибудь успешного результата этих переговоров. Первые проявления логической связи между степенью твердости и успешностью результата уже можно увидеть на практике – утром 6 января миссия ОДКБ из намерения стала реальностью, а вечером все та же Псаки сообщила, что она (миссия) не станет препятствием для переговоров. А руководитель пресс-службы Госдепа Нед Прайс заявил о готовности Вашингтона помогать казахстанским властям в решении проблем, вызвавших волнения.