Владимир Блинков, экономический обозреватель
В начале 2022 г., вскоре после начала военного конфликта Украины с Россией, Евросоюз отменил квоты и пошлины на поставки украинской продукции на свой рынок в качестве одного из элементов поддержки Украины. И дешевая украинская сельхозпродукция хлынула на европейский рынок. Ее количество, поступившее в ЕС, в десять раз превысило поставки в страны Африки и Азии.
Предполагалось, что Брюссель организует колонны грузовиков, поездов и барж для транспортировки зерна в порты, откуда его можно будет отправить в нуждающиеся страны. Но западные коммерческие трейдеры не проявили должной солидарности и отказались платить за значительно более дорогую транспортировку, чем традиционная морская торговля через Черное море. И украинская сельхозпродукция, скупленная западными компаниями с целью последующей перепродажи, застряла в Европе.
Пострадали от такого развития событий больше всего восточноевропейские страны, которым как оказалось не нужно дешевое украинское аграрное сырье, потому что это ведет к разрушению их собственных фермерских хозяйств. Из-за наплыва дешевого украинского зерна, по экспертным оценкам, фермеры из Польши, Румынии, Венгрии, Болгарии и Словакии потеряли 417 млн евро доходов. Выгоду же от этого политического решения чиновников Евросоюза получили крупнейшие хедж-фонды, которые по данным британской The Guardian сумели заработать 1,5 млрд фунтов на росте цен на продукты питания.
Первыми против созданной еврочиновниками ситуации начали выступать польские фермеры, которые в течение нескольких месяцев проводили забастовки. В итоге, польское правительство с 15 апреля ввело запрет как на импорт, так и на транзит украинской агропродукции. Дошло до откровенных перегибов: после введения упомянутых ограничений польская «Новая почта» приостановила прием пищевых продуктов для отправки в страны ЕС. И теперь украинцы не могут ни конфеты, ни сало отправить родственникам ни в Польше, ни в других странах.
Вслед за Польшей временный запрет на ввоз сельхозпродукции с Украины до 30 июня 2023 г. ввела Венгрия. Он касается зерна, масличных культур и ряда сельскохозяйственных продуктов.
Европейская комиссия (ЕК) сначала встала на сторону Украины. Несколько дней ее чиновники делали грозные заявления, предупреждая Варшаву и Будапешт о недопустимости этих мер. Но, в результате к эмбарго присоединились Словакия, Болгария и Румыния.
Тогда ЕК попыталась «потушить пожар», заявив, что намерена за счет антикризисного резерва ЕС увеличить поддержку фермеров пяти пострадавших стран с 75 до 100 млн евро. Не помогло.
Еврочиновники оказались в неприятной ситуации. Скандал носит вроде бы сугубо экономический характер и проблема может быть решена, если вернуться к отмененному год назад квотированию продукции из Украины. Но, тогда пострадает репутация самих чиновников, которые призывали европейское сообщество потерпеть ради борьбы с Россией.
В конце концов ЕК вынуждена была согласиться на введение запрета на импорт в Польшу, Венгрию, Румынию, Словакию, а также в Болгарию пшеницы, кукурузы, рапса и семян подсолнечника, на которые приходится более 90% всего украинского сельскохозяйственного экспорта. В то же время транзит украинской сельскохозяйственной продукции будет разрешен в полной мере, но при условии особых мер контроля. В частности, чтобы грузы, идущие «по коридорам солидарности», не были вскрыты во время транспортировки, их следует опечатывать или отслеживать с помощью GPS.
В обмен на следование «духу солидарности» и за отказ от одностороннего ограничения поставок финансовая помощь местным фермерам пяти упомянутых восточноевропейских стран вырастет до 156 млн евро.
Однако конфликт нельзя считать окончательно урегулированным. Как считает министр сельского хозяйства Венгрии Иштван Надь временный запрет должен касаться не только зерна и масличных культур с Украины, но и других сельскохозяйственных продуктов. По его мнению, украинские сельхозпроизводители начали экспортировать на европейский рынок также большое количество мяса птицы, яиц и меда, что из-за беспошлинного режима и более низкой себестоимости также наносит ущерб восточно- и центральноевропейским фермерам. И по неофициальной информации, ЕК готова добавить в список ограничений и другие продукты из списка, представленного министрами сельского хозяйства упомянутых пяти стран (яйца и мясо птицы. фрукты, сахар и мед). Однако, окончательных официальных решений по этому вопросу пока не озвучено.
В довершение Турция с мая вводит огромные пошлины (130%) на поставки украинского зерна. Причины примерно те же, что у упомянутых стран ЕС, разве что в стране они стоят острее.
Как отмечалось ситуация пока не получила окончательного разрешения. Но совершенно очевидно, что ограничения на экспорт украинской сельхозпродукции к соседям из ЕС в любом случае будут т.к. эти страны отступать от своего не намерены. Вероятно, что режим торговли в отношении украинского агроэкспорта практически вернется к существовавшему до начала конфликта с Россией.
Эти меры весьма негативно скажутся на наполняемости бюджета Незалежной. В 2022 г. ничем неограниченный агроэкспорт дал Украине больше половины всей валютной выручки (23 млрд долл. из 44 млрд долл.).
В целом вводимые сейчас ограничения на экспорт украинской сельхозпродукции в восточноевропейские страны стали своеобразным тестом на реальное отношение к заявке Киева относительно членства в ЕС. Как оказалось, последствия такого вступления могут быть довольно неожиданными. Жесткая конкуренция будет иметь место по многим направлениям. Это и продовольствие, и финансовая помощь ЕС и внешние инвестиции. Более того, если из Украины вдруг прекратится массовая трудовая миграция и граждане начнут возвращаться домой, возникнет конкуренция и за трудовые ресурсы.
Зерновой коридор, вероятно, в перспективе останется для Украины практически единственной возможностью экспортировать продовольствие. Но, зерновая сделка действует только до 18 мая. И если ее не продлят, получится, что ЕК своим решением забивает последний гвоздь в крышку гроба украинским аграриям. А ведь Россия уже прямо заявляла, что «обстоятельства складываются не в пользу продления зерновой сделки».
И поскольку все сейчас зависит от решения российских властей, американцы «милостиво» разрешили банку JPMorgan Chase отправлять платежи Россельхозбанку. Но, пока Россию такой подход не устроил.