Владимир Блинков, экономический обозреватель
В древней китайской столице Сиане, откуда в прошлом начинался знаменитый «Шелковый путь», 17-18 мая прошел саммит «Китай - Центральная Азия».
Ему предшествовала цепь важных событий в странах Центральной Азии (ЦА), которые завершились подписанием ряда документов в декабре 2022 г. на встрече в Самарканде. Наиболее важным среди них стал «Договор о союзнических отношениях между Узбекистаном и Казахстаном», который президентами этих стран был охарактеризован как «прорывной документ, открывающий новые горизонты и в полной мере отражает обоюдное стремление двух стран к дальнейшему сближению». Были подписаны также соглашения о создании Международного центра промышленной кооперации «Центральная Азия», о сотрудничестве в области охраны окружающей среды, о сотрудничестве в области высшего и послевузовского образования. Их подписание свидетельствует о стремлении руководства стран ЦА сформировать в регионе единое экономическое пространство и гарантировать надежность долгосрочных инвестиций. Последнее стимулировало Китай ускорить оформление своей политики взаимодействия и инвестирования в ЦА.
Эти тенденции получили свое закрепление в декларации, принятой по итогам сианьского саммита. Так, в первом ее пункте закреплено «стремление создать сообщество единой судьбы Центральной Азии и Китая» т.е. заявлено не просто об общих интересах, а о полном единстве взглядов. Для реализации на практике этого тезиса во втором пункте «саммит» определен как постоянно действующая организационная структура с секретариатом, определены механизмы согласования действий по линии различных ведомств. Подтверждением единства взглядов стал тезис о том, «государства Центральной Азии высоко оценивают уникальный опыт Коммунистической партии Китая по государственному управлению, большую значимость китайского пути модернизации для развития не только региона, но и всего мира» (пункт 3). Этот тезис можно рассматривать как ответ руководства ЦА на более, чем годичные усилия США, ЕС и Британии по прощупыванию почвы для формирования антикитайских настроений в регионе.
Зафиксированный в четвертом пункте тезис об углублении сотрудничества в отстаивании суверенитетов стран-участниц указывает на готовность Китая помочь странам ЦА укрепить их потенциал в области безопасности и обороноспособности, а также поддерживать страны ЦА в их усилиях по поддержанию региональной безопасности и борьбе с терроризмом. Отметим, что о проблемах региона, связанных с терроризмом и наркотрафиком, говорят регулярно, а вот об участии Китая в укреплении их обороноспособности говорится впервые.
Пятый пункт декларации закрепляет согласие лидеров стран-участниц тесно координировать экономические программы развития (речь идет о стратегии развития КНР до 2030 г., «Новой экономической политике Республики Казахстан», «Национальной программе развития Кыргызской Республики до 2026 г.», «Национальной стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2030 г.», программе «Возрождение Великого шелкового пути» (Туркменистан) и «Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 гг.»). Это означает, что Китай согласился включить региональные стратегии в часть своей собственной стратегии (отмечу, что этот вопрос долгое время был одним из сложных для запуска крупных инвестиций в регионе).
Шестой - девятый пункты детализируют шаги по развитию экономического диалога между Китаем и ЦА. В частности, предусматривается создание Делового Совета, развитие форм электронной коммерции и учреждение инвестиционного Форума. Закреплены конкретные транспортные маршруты, которые Китай рассматривает как приоритетные в регионе т.е. куда Пекин намерен вкладывать крупные средства: транспортные коридоры: «Китай – Центральная Азия», «Китай –Центральная Азия – Южная Азия», «Китай – Центральная Азия – Ближний Восток», «Китай – Центральная Азия – Европа», в том числе маршрут «Китай – Казахстан – Туркменистан – Иран», транскаспийские проекты, включая порты Актау, Курык и Туркменбаши и развитие г. Термез как логистического хаба. Отдельно отмечены железные дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» и «Аягуз – Тачэн», а также автодороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан», «Китай – Таджикистан – Узбекистан» и автомобильный маршрут «Западный Китай – Западная Европа». Указанные проекты нацелены и на развитие торговли с Ираном, Пакистаном, Ираком и далее Ближним Востоком.
С Туркменистаном на саммите было обсуждено ускорение строительства линии D газопровода «Туркмения – Узбекистан – Таджикистан – Киргизия – Китай». С Казахстаном подписаны соглашения об усилении партнерства „КазМунайГаза” и QazaqGaz с CNPC по разведке, переработке и транспортировке казахских нефти и газа. Еще одним примечательным пунктом стало формирование «нового Шелкового пути» на основе инициативы «Один пояс, один путь», выдвинутой 10 лет назад. В этом ключе важным событием стало подписание трехстороннего меморандума по строительству железной дороги Китай – Киргизия – Узбекистан.
В своем выступлении на саммите председатель КНР Си Цзиньпин пообещал выделить странам ЦА выделить 26 млрд юаней (около 3,6 млрд долл.) в качестве «бесплатной помощи».
Итоги саммита, отраженные в декларации, указывают на то, что Китай планирует сформировать в регионе собственную зону торговли и валютного обращения и намерен прикрыть ее политическим и военным образом. Так, Си Цзиньпин заявив о готовности Китая «укрепить оборону» этих стран, повысив их безопасность и обеспечить, тем самым, мир в регионе», фактически предложил Казахстану, Таджикистану, Кыргызстану, Туркменистану и Узбекистану взаимодействие по военной линии.
Декларация закрепляет шаги по включению центрально-азиатских республик в китайский восточный экономический кластер и дает практический ответ для реализации концепции политики «Сообщества единой судьбы» и китайской «Стратегии-2030» в регионе (именно с этой целью заявлено, что Китай готов взять на себя обязательства по координации стратегии развития региона – от повышения внутренней и международной безопасности стран ЦА до построения крупных инфраструктурных проектов, а также активизировать инвестиции в регион китайскими компаниями).
Содержание принятой по итогам саммита декларации указывает также на то, что приоритетом для Китая становится развитие торговли на региональных рынках ЦА, а в перспективе Иране и Ближнем Востоке. И России, с учетом принятой на саммите декларации, необходимо внести серьезные коррективы в свою политику в отношении ЕАЭС, в частности тарифную и налоговую политики.