- Песков заявил, что сроки визита президента Ирана в Россию пока не определены
- Путин: Россия и Иран вскоре подпишут договор о всеобъемлющем партнерстве
- Договор о партнерстве Ирана и России будет подписан в ходе визита Пезешкиана в Москву
- Путин отметил близость позиций России и Ирана по международным событиям
Юрий Веселов, военный обозреватель
Министр обороны Ирана Мохаммад Реза Аштиани, выступая перед местными журналистами, на вопрос о закупке российских истребителей пояснил: «Порой мы договариваемся о покупке, но приходим к выводу, что у нас самих есть производственные возможности».
Как на это ответить? Если есть такие возможности, то и не нужно было «огород городить». Впрочем, России самой сейчас в условиях проводимой на Украине Специальной военной операции и нагнетания Пентагоном обстановки в Сирии дополнительное подразделение многоцелевых истребителей Су-35 отнюдь не помешает.
Хочется напомнить, что иранцы решили приобрести у России 24 самолета данного типа, то есть те, от которых отказался Египет под давлением США. Ирано-российская сделка длительное время согласовывалась, и Тегеран после подписания контракта даже произвел предоплату. Первые три Су-35СЭ были перегнаны с завода из Комсомольска-на-Амуре в июне текущего года. Проведено и обучение нескольких иранских пилотов.
И вот вдруг иранская сторона заявила об отказе от покупки, мотивируя тем, что Россия не желает предоставлять Ирану технологии на изготовление ряда деталей и механизмов, поставить 12 тренажеров для обучения летного состава и увеличить количество передаваемых изделий до 64 единиц. Об этом сообщил иранский журналист Хаял Муаззин, близкий к кругам иранского министра обороны.
В свою очередь, командующий ВВС Корпуса Стражей Исламской революции (КСИР) Ирана генерал Хамид Вахеди заявил, что Россия хочет поставлять самолеты без организации технического обслуживания, авиационного вооружения и запасных частей. «Иран желает самостоятельности в военных вопросах», - добавил генерал.
Да пожалуйста! Только не следует обвинять партнера в непорядочности. Ведь все вопросы были оговорены до мелочей: российская сторона готовит в течение определенного периода времени летный и технический состав, участвует в совместном обслуживании самолетов, передает партнеру в соответствии с договоренностями НЭК (один или два не возимых эксплуатационных комплекта: двигатели, другие агрегаты, механизмы и запасные части на каждые 5 или 10 самолетов).
Что касается номенклатуры вооружения, то данный вопрос обговаривается отдельно, и вряд ли иранская сторона с самого начала переговоров могла бы согласиться на закупку самолетов без соответствующих авиационных ракет и бомб.
Не верится и в то, что иранцы ставили вопрос о приобретении 12 (!) электронных тренажеров. Для непосвященного читателя – тренажер представляет собой очень дорогостоящую и высокотехнологичную электронную машину, производство которой строго засекречено. Да и Ирану совершенно нет необходимости иметь такое количество тренажеров, которые используются исключительно только для подготовки пилотов Су-35.
Что же, «хозяин – барин». Иранцы имели полное право отказаться от сделки. Вопрос: есть ли у Ирана возможность произвести аналогичный по летно-тактическим и технико-боевым качествам собственный истребитель? Наверняка нет. Хотя в этом году на одной из военных выставок был продемонстрирован для узкого круга лиц перспективный истребитель иранской разработки, по своим летным и боевым характеристикам якобы превышающий российский Су-35.
Что же, поживем – увидим.
Задаешься вопросом: с чего бы это вдруг иранцы отказались от российского самолета, тогда как до этого настойчиво демонстрировали договоренности о заключении контракта? В Израиле, да и в США очень внимательно следили за сделкой, а в Тель-Авиве даже призывали к нанесению превентивного удара по Ирану до получения им этих самолетов. И вдруг все успокоились.
Дело в том, что на протяжении примерно года в Омане периодически шли американо-иранские переговоры. Официально – по ядерной программе Ирана. Возможно, это так, но вполне вероятно, что одним из важных направлений была авиационная сделка с Россией. Ведь, как убедились в Сирии израильтяне и американцы, российские сушки представляют реальную угрозу разрекламированным F-35. Вот там, в Маскате, американцы, видимо, и договорились с иранцами о том, что в обмен на срыв контракта с Россией США выступят гарантом того, что Израиль откажется от агрессивных замыслов в отношении Ирана.
Надо понимать и то, что в самом Иране есть влиятельные силы, которые довольно враждебно настроены по отношению к русским. Вот и сейчас в Иране считают, что задержка продажи Москвой Тегерану комплекса ПВО С-300 стала причиной разработки и производства собственной системы «Bavar-373», которая якобы по своим характеристикам превосходит С-300.
Только вот сирийцы уже начали применять российский комплекс по израильским самолетам, а иранской ПВО в Сирии и в помине нет. В то же время израильтяне беспрепятственно расправляются с иранскими военными объектами и транспортными колоннами в этой стране, и никогда не было слышно, чтобы иранские средства ПВО открывали ракетный огонь по воздушным целям врага…
Когда-то в начале столетия лидер Ливийской Джамахирии Муаммар Каддафи в Москве подписал с президентом Владимиром Путиным соглашение о приобретении большой партии оружия и военной техники, в том числе широкой линейки средств ПВО. По возвращении в страну и под влиянием руководства Франции он отказался от сделки. А потом та же Франция напала на Ливию, которая не могла противостоять боевой авиации Пятой Республики. Чем все закончилось, известно…