Юрий Веселов, военный обозреватель
22 августа 2023 года заместитель Министра Обороны РФ по боевой подготовке Юнус-Бек Евкуров совершил поездку в Ливию по приглашению командующего Ливийской национальной армии (ЛНА) Халифы Хафтара. Визиту российского военачальника предшествовали переговоры президента России Владимира Путина с председателем Президентского совета Ливии Мохаммадом аль-Манфи на полях саммита Россия – Африка в Санкт-Петербурге 28 июля текущего года.
Российский лидер приветствовал ливийского участника форума и в разговоре с ним выразил заинтересованность в восстановлении всестороннего сотрудничества с Ливией на основе «единства, суверенитета и территориальной целостности» этой североафриканской страны.
В свою очередь, аль-Манфи выразил твердое желание утвердить стратегический характер отношений с Россией, возобновить работу совместных межправительственных комиссий с целью реализации прежних экономических проектов, особенно в нефтяном секторе и дальнейшем развитии национальной инфраструктуры. Ливийская сторона предложила в короткие сроки сформировать объединенную рабочую группу по определению первоначальных шагов для возобновления многопланового сотрудничества между государствами.
Следует напомнить, что российско-ливийские отношения были свернуты на рубеже конца 2008-начала 2009 годов после неожиданной денонсации пакета соглашений, подписанных осенью 2008 года в ходе визита в Москву лидера Джамахирии Муаммара Каддафи. Договоры на общую сумму более 6 млрд. долларов предусматривали разработку разведанных российскими специалистами новых нефтяных месторождений, строительство нескольких нефтехимических предприятий и железных дорог протяженностью около 6 тысяч километров, реконструкцию двух морских портов и другие экономические проекты.
В военной области были достигнуты договоренности о коренной модернизации ливийской армии на основе замены устаревшего оружия, техники и имущества. Российская сторона обязалась поставить в Ливию несколько передовых на то время зенитных ракетных комплексов ПВО С-300, крупную партию танков Т-80, БМП-3, новых бронетранспортеров, системы радиоэлектронной борьбы, реактивные системы залпового огня крупного калибра, самоходные артиллерийские установки, отдельные виды инженерной техники, большое количество боеприпасов различного назначения и другое военное имущество.
Российские военные специалисты прямо предупреждали своих ливийских коллег о плачевном техническом и боевом состоянии оружия и военной техники в ВС Джамахирии, срочной необходимости укрепления ПВО, усовершенствования аэродромной сети и объектов тыловой инфраструктуры.
Отказ от подписанных соглашений привел к практически полному свертыванию военно-технического сотрудничества России с Ливией, окончательному физическому износу имевшегося вооружения, деморализации личного состава ливийских вооруженных сил и утере влияния и авторитета Муаммара Каддафи в армии. Причиной этому стала ошибочная и порочная переориентация государственного лидера на «сотрудничество» с Западом и, прежде всего, с Францией и Италией, руководству которых удалось склонить Каддафи отказаться от сотрудничества с Москвой и «демократизировать управление страной» в обмен на обещания снять с государства западные санкции и «быть принятым в цивилизованный мир».
В 2011 году при активной поддержке «цивилизованного мира» в Ливии полыхнула цветная революция: местные мятежники из числа мусульманских радикалов и южных племен выступили с оружием против властей. Значительная часть армии разбежалась или перешла на сторону восставших. Однако подавляющее большинство все же осталось на стороне ливийского лидера. Тогда в страну широким потоком пошли наемники из мусульманских и европейских стран, подразделения специального назначения из Катара, Турции, Марокко.
На Западе события в Ливии трактовались как освободительная война против тирана, а Россия никак не могла оказать помощь в спасении Ливии по причине отсутствия соответствующего соглашения о взаимной помощи. Хотя Москва неоднократно предлагала Муаммару Каддафи подписать договор, как это было сделано с Дамаском. Но ливийский лидер еще держался, и верные ему части в целом успешно противостояли врагу.
Все кардинально изменилось после прямого вмешательства в конфликт европейских стран НАТО и, в первую очередь, Франции и Италии. Они первыми приступили к нанесению массированных авиационных ударов по частям и подразделениям ливийской правительственной армии. Затем к этим государствам присоединились Германия, США, Дания, Нидерланды. В условиях полного бездействия ПВО армия начала нести большие потери, что привело к захвату террористами Муаммара Каддафи и его зверскому убийству.
Остатки боеспособной армии откатились в восточные районы Ливии, тогда как запад контролировался мятежными формированиями террористов. В стране до лета 2020 года шла гражданская война. 23 октября того же года в Женеве было подписано соглашение о прекращении огня, проведении 24 декабря всеобщих выборов, создание до этого дня единого временного правительства, сформировании объединенной регулярной армии и вывода всех иностранных сил. Руководителем Временного правительства стал Абдель Хамид Бдейба, который, опираясь на лояльные ему вооруженные группировки и Турцию, практически сорвал проведение выборов и отказался покинуть свой пост.
9 июня 2023 года объединенный комитет парламента и Высший госсовет Ливии, которые поддерживаются Ливийской национальной армией (ЛНА) во главе с маршалом Халифой Хафтаром, объявил о завершении работы над законодательной базой выборов и готовности проведения очередных всеобщих выборов. По сути означает необходимость отстранения Временного правительства от власти.
Таким образом, переговоры Юнус-Бека Евкурова в ливийском городе Бенгази следует рассматривать как признание Россией руководства Высшего госсовета командования ЛНА в качестве законного органа государственного управления. Тем более, что Аль-Манфи и Хафтар пользуются поддержкой правительства Египта, которое в наиболее сложные периоды противостояния с силами востока, оказывало военную, военно-техническую помощь и поддержку сторонникам Каддафи.
В практической части от Москвы можно ожидать направления в Ливийскую национальную армию российских военных специалистов, прием в военные учебные заведения РФ ливийских военнослужащих, поставки отдельных образцов оружия и военной техники.
В целом все, что может служить укреплению боеспособности армии Халифы Хафтара, пойдет на пользу России. И от того, как российское военное руководство воспользуется сложившейся ситуацией в военной области, во многом будут зависеть дальнейшие шаги в восстановлении отношений с Ливией.