Владимир Блинков, экономический обозреватель
В настоящее время газ Азербайджан является одним из крупных поставщиков газа в страны Южной Европы. Он поступает через систему газопроводов «Южный газовый коридор» (ЮГК) протяженностью 3,5 тыс. км, составными частями которого являются Южно-Кавказский газопровод (проходит по территориям Азербайджана и Грузии), TANAP (по территории Турции) и TAP (через Грецию в Италию).
ЮГК введен в эксплуатацию в декабре 2020 г. Пропускная способность - 16 млрд куб м газа в год. Базовым месторождением для его наполнения является газоконденсатное месторождение «ШахДениз», расположенное на шельфе Каспийского моря. Его ресурсы оцениваются в 1,2 трлн куб м.
Первые объемы газа с «ШахДениза» поступили через ЮГК в южную Европу в 2020 г. Затем поставки были значительно увеличены и в 2022 г. достигли 11,4 млрд куб м. Предполагалось, что в 2023г. они составят 11,6 млрд куб м.
Следует отметить, что впечатляющий успех Азербайджана на европейском рынке имел в значительной степени конъюнктурный характер. Евросоюз искал замену «враждебному» российскому газу. Но, большинство стран - поставщиков газа не могли поставлять больше и была нужна страна, которая хочет и может. И она нашлась – ею стал Азербайджан.
Сейчас мало кто помнит детали заключенных европейцами в этой ситуации газовых контрактов, а они оказались очень выгодными Азербайджану. ЕС уже тогда говорил, что больше не будет долгосрочных контрактов с привязкой к цене на нефть, однако с Баку он подписал именно такие. Кроме того, вопреки правилам ЕС, Баку получил монопольное право на использование газопровода TAP - его конкурентов в трубу не пустят.
В июле 2022 г. глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен во время визита в Баку подписала меморандум о намерениях, который предусматривал увеличение поставок почти вдвое до 20 млрд куб м к 2027 г.
Но, сейчас ситуация изменилась. Хотя Европа и столкнулась с беспрецедентным ростом цен на энергоносители, дефицита газа пока удалось избежать благодаря значительному увеличению импорта СПГ и производства электроэнергии из других источников (уголь, атомная энергия, возобновляемые источники). В итоге, по мнению европейских специалистов, сейчас Азербайджан нуждается в Евросоюзе больше, чем тот в нем. И руководство ЕС уже не намерено заключать новые долгосрочные контракты с Азербайджаном. Подписанный же меморандум не является официальным обязательством, а лишь сигнализирует о том, что обе стороны согласились принять меры по удвоению экспорта в соответствии с коммерческой целесообразностью.
В то же время увеличение поставок требует значительных инвестиций для расширения пропускной способности ЮГК (установка дополнительных компрессоров и т.д.). Ресурсные возможности и текущие производственные мощности на ШахДениз, которое обеспечивает основную часть экспорта, не способны увеличить добычу еще на 10 млрд куб м/год газа. Оператор проекта британская BP в рамках третьего этапа освоения ШахДениз сейчас приступила к бурению разведочных скважин в двух глубоких резервуарах, на которых, возможно, и будут найдены необходимые коммерчески пригодные объемы. Но, даже если это произойдет, ввод этих скважин в эксплуатацию также потребует значительных инвестиций.
Кроме того, французская компания Total Energies недавно начала добычу на еще одном «оффшорном месторождении» – Абшерон, пока в объеме около 1,5 млрд куб м газа в год, но с перспективой увеличения до 5,5 млрд куб м. Последнее опять же потребует дополнительных инвестиций.
И операторы этих проектов хотели бы получить от ЕС гарантии по приобретению этих дополнительных объемов газа. Но, события в Карабахе могут оказать серьезное влияние на перспективы получения таких гарантий.
Дело в том, что агрессивная линия Анкары и Баку вызвала неоднозначную реакцию на Западе, где во многих странах есть влиятельная армянская община. Так, несколько тысяч армян собрались на демонстрацию в Европейском квартале Брюсселя в воскресенье 1 октября. В своем обращении они призвали ЕC обеспечить международное и гуманитарное присутствие в Армении и потребовали ввести санкции в отношении Баку. Протестующие обвинили Евросоюз в том, что он «продал 2000 лет армянской цивилизации за азербайджанский газ» (так гласил один из плакатов в руках участников протестного мероприятия).
Ранее 25 сентября Дэвид Макаллистер, председатель комитета по иностранным делам Европейского парламента, предложил, что ЕС «должен ясно дать понять, что любая попытка переселить или принудить армянское население покинуть Нагорный Карабах будет иметь серьезные последствия для наших отношений с Азербайджаном». А 4 октября МИД Франции заявил о готовности подписать с Ереваном соглашение о поставках военной техники.
Как считает ряд европейских аналитиков, эти заявления свидетельствуют о том, что Евросоюз начал игру вокруг Карабаха и чуть более склоняется в сторону Армении, меньше доверяя Азербайджану. Однако, по их мнению, подлинные цели руководства ЕС не сводятся к однозначной поддержке какого-то из конфликтующих государств. Евросоюз хочет использовать ситуацию, чтобы закрепиться в Закавказье, ослабив позиции России и влияние Турции.
И газовый транзит становится инструментом реализации этой цели. Если ранее руководство ЕС не выказывало намерения гарантировать будущие поставки газа, считая, что, если не будет дефицита газа, то и не нужно давать гарантии, то теперь получение таких гарантий будет, вероятно, завязано на выполнение ряда политических условий. А без гарантий компании, эксплуатирующие газовые месторождения Азербайджана, вряд ли будут инвестировать в расширение добычи.
Негативной была и реакция США. По утверждению директора агентства США по международному развитию Саманты Пауэр «Азербайджан был предупреждён о том, что Вашингтон против военных действий в Арцахе, но Баку их не послушал, и теперь они думают о том, как противодействовать этому». Позднее почти 100 сенаторов и конгрессменов подписали письмо на имя госсекретаря Энтони Блинкена с требованием ввести санкции против Азербайджана за «военные атаки и жестокую блокаду Нагорного Карабаха».
По мнению ряда экспертов, такой подход властей США учитывает тот факт, что экспорт нефти и газа является важнейшим источником доходов бюджета Азербайджана. Без этих доходов его экономику ждут очень сложные времена. И, похоже, Вашингтон, угрожая санкциями, намерен после Армении «укротить и подмять» и Азербайджан, используя, также как и ЕС, нефтегазовый транзит как рычаг давления.
Этот вывод подтвердило и издание Eurasianet, которое написало, что планы, согласованные в прошлом году Азербайджаном и Европейским Союзом по удвоению поставок объема газа, приостановлены, а европейские покупатели газа до сих пор не подтвердили, что примут газ.
Отдельная проблема - уязвимость для ракетных атак Сангачальского терминала в Азербайджане, откуда и начинается ЮГК. У Армении есть российские ракетные комплексы «Искандер», которые достают до терминала и ставят под вопрос стабильность работы трубопроводов в сторону Грузии и далее Турции. В случае начала полноценных военных действий все риски транзита быстро окажутся на поверхности.
Наблюдаемые в последнее время события в Карабахе могут оказаться прологом к серьезному обострению отношений между Арменией и Азербайджаном. А одним из возможных последствий этих событий может стать изменение планов ЕС в отношении расширения транзита газа в Европу из Азербайджана через Турцию, а в самом крайнем случае – военного конфликта – и нарушение транзита.