© Сергей Мальгавко/ ТАСС
- Зеленский полагает, что время канонической УПЦ на Украине истекло
- «Музыкальное сердце театра» стартует в Самаре и Тольятти
- Путин отметил, что "колкие и ершистые" поэты в России хотели сделать Родину лучше
- Ким Брейтбург: Самаре надо думать о создании отдельного музыкального театра. Есть спрос и люди, готовые создавать!
Станислав Смагин, политолог, публицист, военнослужащий батальона имени Ильи Муромца
Культурно-просветительская деятельность всегда удавалась Владимиру Мединскому. Отметим хотя бы труд, с которого, собственно, началась известность имени Владимира Ростиславовича широкой публике - серию книг с развенчанием негативных мифов о России. Она была опубликована во второй половине нулевых, когда в период Мюнхенской речи Путина и принуждения Грузии к миру зарубежные и доморощенные недоброжелатели актуализировали идею о безудержном, беспрецедентном и не имеющем аналогов в мире экспансионизме России. Кстати, пришлись и остальные стереотипы: о нашей лени, алкоголизме и т. д. Развенчанием всех этих идеек и занялся Мединский.
Эта его работа, отнюдь не исчерпывающаяся "Мифами", должна быть оценена положительно. Особенно сейчас, когда после начала СВО риторика многих влиятельных зарубежных СМИ и российских иноагентов всё меньше отличима от нацистского издания "Штюрмер" и нацистской же брошюры "Унтерменш". Интересно, что те же самые издания и люди резко меняются, когда речь идёт, например, о палестино-израильском конфликте и израильских методах ведения боевых действий, общую и сравнительную оценку которым мы здесь давать не будем. Как известно, "это другое".
В этих условиях и вообще в современной внешне- и внутриполитической обстановке вдвойне важно формирование у нации адекватного восприятия истории и адекватных исторических оценок, в первую очередь самовосприятия и самооценок. Ведь прошлое здесь важно не только само по себе, но и как мостик в будущее через настоящее. Мы уже рассуждали, какую роль в деле выполнения этой цели играет новый университетский курс преподавания истории. Никак не меньше и роль нового школьного учебника истории, подготовленного как раз Мединским.
Со знаниями, полученными из нового учебника, подрастающему поколению идти дальше на университетскую скамью и вообще во взрослую жизнь. С этими знаниями, которые строят его историко-актуальное мировоззрение, российскому школьнику середины 2020-х строить в дальнейшем жизнь страны на многие десятилетия. С этими знаниями, препарирующими антироссийские/антирусские наветы прошлого, ему вместе со страной опровергать наветы и нападки настоящего. Тем более зачастую это одни и те же наветы и нападки от одних и тех же земель и политических сил либо их непосредственных наследников.
Автор этих строк, находясь на военной передовой борьбы против наследников исторической и носителей современной русофобии, не имел пока возможности полностью прочитать и досконально проанализировать новый учебник. Тем не менее количество выжимок, отрывков и отзывов на него позволяет составить хотя бы краткое и беглое суждение.
Основное впечатление - это установка на гармонизацию и нормализацию нашей истории. Мы страна уникальных достижений, уникального духа и одновременно беспрецедентных трагедий и потерь. Но каждой мрачной или спорной странице есть свое объяснение в контексте эпохи, внутренней и международной ситуации. Показывать этот контекст очень важно.
В учебнике дан взвешенный, очищенный от непримиримого поверхностного антикоммунизма взгляд на события революции и гражданской войны. Взвешенность вызвала ярую критику у некоторых представителей правоконсервативно-монархического лагеря, для которых не только Октябрь-1917 безоговорочная, безусловная и главная за тысячу лет катастрофа, но и Февраль, оказывается, сделан большевиками, да ещё едва ли не в одиночку. При этом критики принадлежат к патриотическому, государственническому лагерю. Это показывает, что одной борьбой с откровенной русофобией и нигилизмом задачи исторического воспитания не ограничиваются. Надо (в том числе и для успешности этой борьбы!) если не полностью преодолеть, то сгладить "разделение царства внутри себя", внутринациональный раскол исторического сознания. Поэтому категорически важен особый подход, ювелирно точно сочетающий педагогику, научную объективность и терапию, а то и " травматологию" в работе с прошлым. Необходимость избавить новое поколение от психологических увечий предыдущих не противоречит единству прошлого, настоящего и будущего. Просто в тонких моментах и связующая нить должна быть по-своему тонкой, но одновременно прочной.
У представителей некоторых национальных республик вызвало ряд нареканий освещение темы национальной политики СССР в годы Великой Отечественной и мер осуществления этой политики. Тоже тема деликатная, требующая особого подхода и правильных слов. Однако как объективность нужно балансировать "травматологией", так и травматология не должна полностью подавлять объективность. Сочетание в каждом конкретном случае и применительно к каждой эпохе, теме и событию индивидуально. Будем надеяться, несмотря на шероховатости, поиск в правильном направлении продолжится. Для этого и пишутся учебники и создается государственный историко-образовательный курс.
Это главное, что можно сказать про труд Мединского. Ему довелось появиться в пору крутых испытаний, выпавших на долю нашей страны и уже прямо сейчас попадающих на страницы учебников. Это вновь подтверждает тезис о неразрывности прошлого с настоящим и важность самого труда. Будем надеяться на его позитивную роль, как и общую плодотворность курса, в рамках которого учебник появился.