Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»
Если сказать, что в Париже разгневались и бьются в истерике, то это будет самым точным определением их реакции на то, как президент Республики Чад Махамат Идрис Деби прибыл в Кремль, где его принял Владимир Путин. «Я хотел бы выразить благодарность Богу (!), который позволил мне приехать в Россию с этим визитом», - заявил Деби.
Французская газета «Le Monde» обеспокоилась, что президент Чада хочет укрепить отношения с “братской” (!), как он выразился, страной, на что Путин ответил: Москва «будет способствовать этому всеми возможными способами». В итоге сокрушается парижское издание: «Россия поставила перед собой цель вернуть свое влияние в странах Сахеля, чтобы конкурировать с Францией». Другая газета «Le Figaro» пишет, что Чад, где французская армия все еще имеет военный контингент, является «последним привилегированным партнером Франции в Сахеле после насильственного и принудительного вывода французских солдат из Мали в августе 2022 года, из Буркина-Фасо в феврале 2023 года и из Нигера в декабре прошлого года». «Le Figaro» озабочена тем, что Чад может примкнуть к этим странам, которые «дружно сближаются с Россией, в том числе в военной сфере». Заметим, что названные государства – это бывшие колонии Франции в Центральной Африке, и они ныне, по признанию самих французов, «уплывают» от Парижа в сторону Москвы. Макрон в гневе! Ведь визит Деби в Москву состоялся спустя всего несколько суток после того, как Кремль посетил новый премьер-министр Нигера.
Контроль Парижа утрачен над целым регионом, богатым ресурсами, которые Франции критически необходимы – в Европе земли бедные, как церковные мыши, потому европейцы и грабили Африку веками. Вот пример.
После изгона французов из Нигера правительство там подняло цены на экспорт урана в 250 раз! И это не перебор, а просто подгон цен под уровень международного рынка. Ранее топливо из Нигера для атомных станций Франции поставлялось за 0,8 евро за кило, а новые власти решили, что будут продавать по 200 евро за килограмм урана. И парижане утерлись. А ведь французская атомная энергетика с прибылями работала только на дешевом нигерийском уране. А что теперь?..
А теперь в бывшем французском Сахеле стали происходить удивительные вещи. Лидер Мали полковник Ассими Гоита отклонил предложение о размещении сил НАТО на территории страны. «Я понял, что они хотят либо превратить Мали в ворота для преступной деятельности, либо разделить страну», - рассказал Гоита своим парламентариям. При этом правительственные войска при поддержке военных специалистов из России добились успехов, вернув себе все города, находившиеся долго под контролем либо террористических группировок, либо сепаратистских движений, которых поддерживают западники ради дестабилизации и хаотизации региона. Сколько не пыжились французы, ни одного серьезного пункта не освободили за годы своей контр-террористической операции «Бархан». А с нашим участием малийские войска довольно быстро взяли город Кидаль – оплот сепаратистов и важнейшее убежище для экстремистских группировок, лояльных «Аль-Каиде» (организация, созданная ЦРУ и запрещенная в РФ). И чем там французы занимались годами? В результате в декабре 2023 года французский военный контингент под звуки «Марсельезы» окончательно покинул Нигер, который был долговременным оплотом военно-политического влияния Парижа в регионе Сахеля. «В Париж, в Париж!» - восклицали бойцы французского легиона…
Этих отпустили «нах хаузе» с миром, а вот рядышком, в Буркина-Фасо прошли аресты французов… с дипломатическими паспортами (!), обвиненных в шпионаже. Все задержанные — сотрудники французской военной разведки DGSE. Накрыли резидентуру, и опять бывшая метрополия утерлась… За считанные месяцы французские военные контингенты были выдворены из Мали, Буркина-Фасо, Центральноафриканской республики и Нигера.
Звезды Кремля уже видны из каждой здешней столицы.
Более того, эти государства нашли опору друг в друге и объединяют усилия ради обеспечения своей безопасности, а потом уже, на этой основе – для развития экономики и повышения уровня жизни своих людей, обкрадывавшихся в результате десятилетий постколониальной эксплуатации. В регионе создан «Альянс государств Сахеля», включающий Буркина-Фасо, Мали и Нигер. Возможно, круг участников будет расширен. «Кто нападет на Нигер — будет иметь дело с нами», - заявил в этой связи премьер-министр Мали, предупреждая желающих устроить интервенцию в Сахеле. «Этот Альянс — наш ответ на международный заговор против стран Сахеля, решивших взять судьбу в свои руки. Мы не остановимся, потому что знаем, что после Нигера следующая пуля полетит в Мали. Мы всех предупреждаем — не лезьте к нашим братьям: тот, кто нападет на Нигер, будет иметь дело с нами!» — заявил премьер Мали.
Вопрос безопасности для новых властей, сбросивших в этих странах своё прозападное руководство, становится, чуть ли, не центральным. И что мы видим? Мы видим, как в столицу Буркина-Фасо Уагадугу прибыли 100 российских военных специалистов вместе с техникой и вооружением. Сообщается, что «российские военнослужащие организуют обучение и подготовку буркинийских коллег и усилят Вооруженные силы страны. Они также окажут поддержку в патрулировании опасных районов – в первую очередь, речь идет о трассе Бамако-Уагадугу, соединяющей Буркина-Фасо с соседней Мали. Эта дорога считается крайне опасным местом, где орудуют боевики и бандиты, поддерживаемые Францией». Российские военные также обеспечат безопасность президента страны Ибрагима Траоре, на которого за последний год было организовано несколько покушений, судя по всему – спецслужбами стран НАТО.
А вот теперь самое время взглянуть на карту Африки, выделив там именно регион Сахеля, к которому относятся все бывшие французские колониальные страны, о чём мы сейчас и ведем рассказ. Как Вам такой гипотетический маршрут между двумя океанами, который может оказаться под охраной и контролем российских сил?
Плюс к этому надо напомнить, что в первых числах января с.г. премьер-министр Эфиопии Аби Ахмед – а Эфиопия не только лидер Африканского Союза, но дружественное России государство, которое только что принято в состав БРИКС – подписал, как его назвали, «историческое соглашение» с президентом Республики Сомалиленд, которое разрешает Аддис-Абебе свободный доступ к морю в Аденском заливе. Заметим при этом, что собственно Сомалиленд – это часть Сомали, решившая в 1991 году стать независимым государством, но его пока не признала ни одна страна мира. А тут целая Эфиопия, как политический центр Африканского Союза, взяла и подписала соглашение с сепаратистами. И вот результат: выход Эфиопии на западе – в сторону стран Сахеля, а на востоке – к берегу Индийского океана, что просто-таки выбивает имевшиеся «пробки» с маршрута к Атлантике!
И что мы ещё видим на карте? Мы видим, что территории мира, находившиеся веками под колониальным контролем коллективного Запада, на которых в Африке и за Атлантикой проживают более 2 миллиардов человек, могут быть теоретически связаны невиданным прежде единым рынком. А там и Азия, наверняка, подключится. И перед нами – «глобализация для Глобального Юга», где транспортные маршруты выходят из-под контроля бывших европейских метрополий, которых просто отбрасывают в сторону. Фантастика? Нет – сейчас такое время, что любой проект не может быть отвергнут сходу, все в этом мире очень быстро меняется. И какова при этом роль России?
Роль России здесь может состоять для начала в обеспечении безопасности региона. Сегодня безопасность – это годный товар. Кроме того, по этому маршруту Москва способна отправить зерно (привет «зерновой сделке» по-западному!) и другое продовольствие, чтобы накормить всех людей, живущих в этих странах в обмен на 50 процентов доходов от добычи богатейших местных полезных ископаемых. «Фити-фифти» в совместных доходах. После того, как французы брали себе 90% прибыли, половина для нас, полагаю, будет «по справедливости», которую у нас в России высоко ценят.