Игорь Пшеничников, политолог
Сербия и Республика Сербская замерли в ожидании очередной трагической подлости со стороны США и коллективного Запада. Формально по инициативе Германии и Руанды Генассамблея ООН должна будет в ближайшие дни рассмотреть проект резолюции, в которой дата 11 июля признаётся "Международным днем памяти геноцида в Сребренице". Сербы заявляют, что это приравняет их к "геноцидной нации", позволит требовать репараций и приведет к ликвидации Республики Сербской (РС), входящей в состав Боснии и Герцеговины (БиГ).
Россия намерена голосовать против проекта резолюции по Сребренице. Постпред России при ООН Василий Небензя уже заявил, что продвижение проекта резолюции о "геноциде в Сребренице" нарушает Дейтонское соглашение. Оно было подписано в 1995 году, и в соответствии с этим документом было создано де-факто искусственное государственное образование под названием Босния и Герцеговина с его двумя энтитетами - Федерацией Боснии и Герцеговины, населенной хорватами и бошняками-мусульманами, и Республики Сербской, населенной сербами. БиГ уже давно де-факто разделилась на две враждебные части – на прозападную Федерацию Боснии и Герцеговины и пророссийскую Республику Сербскую, где сербы всеми силами противостоят попыткам демонизировать их, уничтожить их идентичность и сделать частью "цивилизованной Европы".
Ожидаемое голосование на Генассамблее ООН по проекту резолюции о "геноциде в Сребренице" в июле 1995 года и запрете на отрицание факта геноцида, по мнению руководства Сербии и РС, ставит вопрос о легитимности существования РС в составе БиГ. Президент Республики Сербской Милорад Додик не раз заявлял, что одобрение этой резолюции приведет Боснию и Герцеговину к распаду.
"Ситуация драматично изменится, хотим мы этого или не хотим. В отношениях с боснийцами возникнет китайская стена. Мы не желаем делить с ними ни воздух, ни какие-либо другие ценности. Они обвиняют нас в том, что мы совершили геноцид, и при этом осознают, что этого никогда не происходило", - сказал Додик на днях в интервью сербскому телеканалу РТРС. В другом интервью Милорад Додик сказал: "Вполне возможно, что резолюция будет принята. Эта резолюция плохая. Она лишь усложнит отношения внутри Боснии и Герцеговины до степени ее полной дисфункции", - сказал Додик. Он считает, что после этого "Босния и Герцеговина не выживет". Но что это значит: "не выживет"?
Додик ранее, говоря о притеснении сербов Республики Сербской, неоднократно подчеркивал, что БиГ – это искусственное и неестественное образование, которое обречено на распад. Додик не раз грозил, что если притеснение сербов в БиГ сохранится, то РС попросту выйдет из состава БиГ и присоединится к матери-Сербии. И провокационная резолюция в ООН может стать тем триггером, который подтолкнет сербов в РС принять, наконец, решение о выходе из БиГ. Соответственно, это будет означать развал БиГ. При этом сербы предвидят, что Запад не позволит им отрывать территорию и присоединять ее к Сербии, а это с большой вероятностью может повлечь влечет за собой вооруженный конфликт.
Осознавая крайне тяжелое положение, в которое могут попасть все сербы – и в Республике Сербской, и в большой Сербии - президент Сербии Александр Вучич совершил на днях визит в Нью-Йорк, где предпринял массу дипломатических усилий с тем, чтобы провокационная резолюция по "геноциду в Сребренице" не набрала большинства голосов в ООН.
Согласно официальным данным боснийской стороны, в июле 1995 года в Сребренице после того, как этот населенный пункт оставили нидерландские миротворцы, за несколько дней были якобы убиты более 8 тысяч мусульман. Ответственность за это возложили на силы боснийских сербов. Международный суд в Гааге квалифицировал события в Сребренице как геноцид. Между тем, никаких реальных свидетельств "геноцида мусульман" со стороны боснийских сербов нет. Всего же на территории Сребреницы было обнаружено около 3 тысяч убитых. Это были и боевики-мусульмане, и сербские военнослужащие, и местные мирные жители. Но никто никогда не видел "тысяч расстрелянных сербами мусульман".
Сегодня сербы вправе говорить, что это была сознательная мистификация, предпринятая Западом для их демонизации. Нечто подобное британские фальсификаторы учинили в Буче в 2022-м, пытаясь создать из русских военнослужащих образ кровожадных головорезов. Именно этим объясняется нынешнее возмущение сербов. Их хотят обвинить в геноциде при том, что в условиях гражданской войны в 90-х все стороны совершали жестокости.
На самом деле, Запад провоцирует новый открытый вооруженный конфликт на Балканах, зная, что сербы никогда не смирятся с провозглашением их "геноцидным народом" и с упразднением РС в составе БиГ. США с помощью этой резолюции в ООН ведут дело именно к упразднению РС, чьё руководство открыто выступает на стороне России. У сербов в Республике Сербской пытаются отобрать государственность и тем самым подталкивают их взяться за оружие и объявить о выводе РС из БиГ и присоединении республики к Сербии. При этом большая Сербия, естественно, не сможет остаться в стороне. Это означает войну. Но будучи принужденными к войне, сербы будут воевать в круговой обороне, потому что окружены либо открыто враждебными государствами, либо государствами, которые в кризисной обстановке займут сторону Запада.
Подоплёка этой очередной провокации Запада против сербов заключается в том, что Республика Сербская, открыто декларируя союзнические отношения с Москвой, является препятствием для втягивания БиГ в НАТО. Без формального согласия руководства РС Босния и Герцеговина не может стать членом альянса. А если не будет Республики Сербской – не будет и формальной проблемы для НАТО. Такова логика Запада.
Руководство большой Сербии тоже занимает прорусскую позицию, что также крайне раздражает Вашингтон и Брюссель. Официальный Белград, хоть и маневрирует, но всё еще не дал принудить себя к принятию антирусских санкций. Прим этом руководители Сербии и Республики Сербкой действуют в тандеме, поддерживая друг друга во враждебном окружении.
Сегодня мы наблюдаем попытку Запада провернуть "окончательное решение" сербского вопроса. Потому что сербы никак не желают отказываться от многовекового политического и духовного союза с Россией. В конечном счете это попытка уничтожить русское влияние на Балканах.
Предпринимаемый Западом манёвр в ООН преследует также цель отвлечь внимание и силы России на вероятный балканский конфликт, формальными инициаторами которого будут вынуждены стать сербы, которые попытаются сохранить себя как единый народ и восстановить единство своих исторических земель – Сербии и Республики Сербской. Россия при нынешнем раскладе побеждает на Украине. А в случае новой войны против сербов, которых буквально подталкивают к тому, чтобы они взяли в руки оружие, Москва будет поставлена перед необходимостью втянуться в этот новый балканский конфликт. Как полагают западные стратеги, Москва не сможет остаться в стороне, не сможет не защитить своих братьев по вере и исторических союзников, чего Россия при пьяном Ельцине не смогла или не захотела сделать в 90-х.
Запад вынашивает поистине сатанинский план, по которому под удар попадают и сербы, и русские. Дело может быстро перерасти в новую балканскую войну, в которую Штаты хотят втянуть Россию, чтобы помешать ей победить на Украине. Затормозить этот хитроумный проект или, наоборот, дать ему полный ход может Генассамблея ООН, которая должна будет рассмотреть формально предложенную Германией и Руандой провокационную резолюцию.