Юрий Веселов, военный обозреватель
Несмотря на успехи России в восстановлении утерянного после распада СССР влияния в Африке, у Москвы не все складывается удачно. «Ложкой дегтя» стала Ангола, в отстаивание независимости которой русские вложили колоссальные усилия. Руководство этой южноафриканской страны в последнее время проявляет активное стремление к сближению с США и, наоборот, ограничению торгово-экономических связей с Россией.
Отношения с Анголой были установлены в 1975 году. До начала 1990-х годов Москва активно поддерживала марксистское руководство этой страны в ходе гражданской войны и иностранной интервенции. Советское правительство только за первые десять лет борьбы за независимость (1975-1985 гг.) оказало Анголе военно-техническую помощь на сумму более 4,5 млрд. долларов. За этот период товарооборот между странами увеличился в восемь раз. В африканскую страну широким потоком направлялись различные изделия машиностроения, станки и производственное оборудование, продукты питания. Были построены и введены в строй тысячи различных промышленных и социальных объектов, подготовлены десятки тысяч высококвалифицированных гражданских и военных специалистов.
К началу 1990-х годов госдолг Луанды составил 5,7 млрд. долларов, который повлиял на принятие ангольским правительством прозападного внешнеполитического курса и охлаждение отношений с Москвой. В 1996 году Россия списала 70% государственной задолженности, а еще 1,5 млрд. долларов должны были быть выплачены по векселям до 2016 года. Позже они были выкуплены за половину цены.
В настоящее время крупнейшей российской компанией в Анголе является АЛРОСА, которой принадлежат 32,8% акций в крупнейшем алмазном руднике «Катока», а также доли в нефтяных и гидротехнических проектах.
Сотрудничество в военной сфере обусловлено огромными запасами оставшейся в ангольской армии техники. В 1998 году была достигнута договоренность о проведении ее ремонта и модернизации. Через восемь лет стороны подписали новое соглашение о военно-техническом сотрудничестве, в соответствии с которым Россия в начале 2000-х годов передала Анголе шесть истребителей МиГ-23, шесть вертолетов Ми-24 и восемь Ми-8, восемь транспортных самолетов Антонова и 65 боевых машин пехоты. Сумма сделки не разглашалась.
После развала Советского Союза пришедшее к власти руководство России отказалось от коммунистических идей и, вполне естественно, прекратило сотрудничество с бывшими союзницами по социалистическому лагерю и странами с марксистской идеологией. В их число вошла и Ангола, руководство которой лишилось русской военно-технической, военной и экономической поддержки. Следуя примеру российской элиты, ангольцы также были вынуждены отказываться от коммунистических идей и постепенно переориентироваться на рыночные отношения в политике и экономике.
Можно откровенно признать, что Россия после совершенного внутриполитического переворота упустила свой шанс закрепиться в Анголе. Удалось только сохранить свои позиции в алмазодобывающей отрасли этой африканской страны. Да и то ангольские власти в апреле 2024 года открыто заявили о намерении лишить Россию акций алмазодобывающей компании «Катока» - последнего русского значительного актива. Об этом информировал правительство заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев. По словам представителей местных властей, «присутствие АЛРОСА в качестве ключевого акционера препятствует развитию бизнеса в Анголе». При этом замминистра пояснил, что существует большая вероятность продажи актива.
Следует подчеркнуть, что инициатором пересмотра отношений с Россией в сторону их значительного охлаждения является президент Анголы Жуан Лоренсу, генерал-полковник запаса и бывший министр обороны. Он – выпускник Военно-политической Академии ВС СССР (1978-1982 гг.). Ярый приверженец марксистско-ленинской идеологии Лоренсу в начале 90-х по сути возглавил отход от прежних идейных догм в правящей партии, провозгласив «ангольскую оттепель». В результате жесткой внутрипартийной борьбы возглавляемая им партия одержала в 2017 году победу на парламентских выборах и в сентябре того же года вступил в должность руководителя Анголы.
Как говорят, свято место пусто не бывает. В начале 90-х на место России пришел Китай, который активно приступил к освоению экономических возможностей Анголы. Китайцы вложили миллиардные инвестиции в сотни проектов ангольскую промышленность и объекты инфраструктуры. По состоянию на конец 2023 года госдолг Луанды Пекину составил 21 млрд. долларов, что равно 43% всей внешней задолженности Анголы. Это также стало одной из причин броситься ангольцам в объятия американцев.
В ноябре прошедшего года Жуан Лоренсу вместо участия в Международном Экономическом Форуме в Санкт-Петербурге отправился в Вашингтон на встречу с Джо Байденом, на переговорах с которым заявил о желании, чтобы «США участвовали в перевооружении наших вооруженных сил». «Мы понимаем, что США идеально подходят в качестве партнера, который окажет нам помощь в этом переходе (на стандарты НАТО)». А в конце встречи добавил: «Благодаря президенту США, в истории ангольско-американских отношений открылась новая страница».
В том же году в преддверии поездки ангольского президента в Вашингтон Луанду посетили госсекретарь Энтони Блинкен, министр обороны США Ллойд Остин, руководитель Африканского командования ВС США генерал Майкл Лэнгли и глава государственного Экспортно-импортного банка США Рета Джо Льюис.
Руководство России спокойно и взвешенно оценивает внешнюю политику ангольского правительства, не осуждая его деятельность и не вмешиваясь во внутренние дела государства.
Вместе с тем следует полагать, что дальнейшее замораживание связей с Россией и Китаем, переориентация внешнеполитического курса Анголы на США, чревата негативными для этой страны последствиями.