Игорь Пшеничников, политолог
Это был молниеносный визит. Директор ЦРУ Уильям Бёрнс пробыл всего лишь по несколько часов в Сараево, Белграде и Приштине. Цель визита, судя по разным данным, - обозначить главенствующую роль США на Балканах и предотвратить "растущее влияние Москвы".
Визит главы американского шпионского ведомства на Балканы начался с Боснии и Герцеговины (БиГ). Как официально сообщено, главная тема переговоров в Сараево касалась "тревожной сепаратистской риторики и действий президента Республики Сербской (РС) Милорада Додика и правительства РС" .
В чем суть вопроса? Босния и Герцеговина – государство, которое является американской креатурой по Дейтонским соглашениям 1995 года. Президент РС Милорад Додик, отстаивая политическую самостоятельность РС в составе БиГ и противостоя попыткам Запада уничтожить национальную идентичность сербов в РС, неоднократно предупреждал, что в случае продолжения подобной политики Запада Республика Сербская выйдет из состава БиГ и присоединится к Сербии. Самым последним заявлением Додика было то, что "Сербия объявит независимость от БиГ, если власти Сараево при поддержке международного сообщества попытаются конфисковать ее собственность".
Додик, как и его соратница Желька Цвиянович, которая в данный момент является сербским членом Президиума БиГ (коллективного трехстороннего правящего органа, в который входят по одному представителю от сербов, мусульман-бошняков и хорватов), не раз высказывались о "несостоятельности" и "нежизнеспособности" БиГ. Несомненной "виной" Милорада Додика является его тесная связь с Россией и лично с президентом Владимиром Путиным. Милорад Додик и Желька Цвиянович находятся под санкциями США "за угрозу Дейтонскому мирному соглашению, целостности и суверенитету БиГ".
Как стало известно, Бёрнс встречался в Сараево как раз с Додиком и Цвиянович. На встрече присутствовал также министр иностранных дел БиГ Эльмедин Конакович. О чем это говорит? Только о том, что Бёрнс приехал в Сараево, чтобы помахать кулаком перед сербами, союзниками России, которые, по мнению Вашингтона, традиционно являются "причиной" балканских войн и прочих нестроений.
Глава дипломатии БиГ Конакович заявил, что визит "одного из ключевых людей администрации США демонстрирует, что БиГ находится на вершине приоритета внешней политики США, что очень важно для БиГ". "На встрече мы получили еще одно подтверждение полной поддержки территориальной целостности и суверенитета Боснии и Герцеговины и осуждения сепаратистских посланий и шагов. <…> Послания американской администрации очень ясны, и сам приезд, прежде всего, символизирует и доказывает, что наш внешнеполитический партнер по-прежнему твердо поддерживает БиГ", - сказал Конакович.
Сербские эксперты, придерживающиеся патриотической позиции, отметили, что задачей Бёрнса было оказание давления на руководителей сербов в РС и их запугивание. Сообщения из Сараево приписывают Милораду Додику следующее заявление по итогам встречи с Бёрнсом: "Республика Сербская никогда не оспаривала суверенитет и целостность БиГ в соответствии с Дейтонским мирным соглашением, а отделение никогда не было нашей политикой".
Это соответствует действительности в том смысле, что сербы никогда не ставили бы под сомнение целостность БиГ, если бы не подвергались дискриминации в нарушение Дейтонских соглашений. С другой стороны, это заявление Додика может говорить и о том, что США через своего директора ЦРУ направили сербам такое "послание", за которым следует уже физическое воздействие, и потому Додик мог смягчить тон.
Некоторые эксперты убеждены, что США сознательно создают нервозную атмосферу вокруг лидеров сербов в РС, упреждая даже малейшие поползновения в сторону распада БиГ. На самом же деле США уверены, что вполне контролируют ситуацию и что всё можно решить через персональное давление на руководство РС. Например, Неджад Корайлич, профессор факультета исследований безопасности университета Сараево, сказал, что на самом деле для США не может быть ничего негативного. "Могут быть лишь определенные негативные последствия для некоторых людей, особенно для тех, кто внесен в черный список", - считает Корайлич, имея в виду Додика и Цвиянович.
После БиГ директор ЦРУ нанес визит в Сербию и Косово. Что касается Белграда, то никаких официальных сообщений о сути переговоров с сербским руководством не было. Но с большой долей уверенности можно предположить, что официальному Белграду был сделал тот же выговор, что и сербам в Республике Сербской.
Известно, что РС пользуется поддержкой Сербии, а потому все претензии в нарушении стабильности на Балканах, которые относятся к боснийским сербам, в равной степени американцы адресуют и сербам в большой Сербии. В Сербии и Республике Сербской живет один народ, связанный в прямом смысле семейными узами. Кроме того, Милорад Додик считается "человеком Вучича", и потому американцы могут считать, что президент Сербии располагает рычагами влияния на президента Республики Сербской.
Более того, именно Сербия, по западной версии, является "зачинщиком" постоянных конфликтов между сербами и албанцами в Косово и "виновником" срыва затеянного Вашингтоном и Брюсселем "мирного диалога" между Белградом и Приштиной.
Кроме того, Белград отказывается присоединиться к западным санкциям против России, хоть и пытается одновременно демонстрировать лояльность Западу. Такое сидение руководства Сербии на двух стульях крайне не нравится её западным партнерам.
Западные эксперты, которых цитирует местная пресса, с уверенностью заявляют, что визит директора ЦРУ в Боснию и Герцеговину, Сербию и Косово является "ответом на вызовы, связанные с влиянием Кремля в регионе и сепаратистскими устремлениями пророссийских политиков Республики Сербской".
"Я убежден, что это серьезная проблема, потому что директор ЦРУ редко совершает подобные миссии и делает это публично. Я полагаю, что одной из причин является растущее злокачественное влияние Сербии и России на Балканах", - заявил Срджа Павлович из Университета Альберты (Канада) одному из известных "радиоголосов", объявленных нежелательными в России.
То же самое мы слышим из Косова, где Бёрнс встретился с "президентом" самопровозглашенного Косово Вьосой Османи и главой Косовского разведывательного агентства Петритом Айети. Сербская газета Danas приводит комментарии косовского журналиста Джезаира Даши, который сказал, что глава ЦРУ приехал на Западные Балканы, чтобы заявить "безрассудным и авантюрным лидерам, стремящимся получить поддержку в Сербии, Боснии и Косово, что США не допустят, чтобы безопасность была нарушена и скомпрометирована". Понятно, что "безрассудными" названы лидеры Республики Сербской и Сербии.
Подобное информационное сопровождение визита директора ЦРУ на Западные Балканы недвусмысленно дает понять, что США реально озабочены вероятной русской "активностью" в этом регионе или по крайней мере пытаются создать информационную видимость такой "активности" в качестве предлога для своей очередной провокации против Сербии и Республики Сербской.
Некоторые эксперты полагают, что задача директора ЦРУ в ходе поездки на Балканы была еще и в том, чтобы не допустить никаких "сюрпризов" в БиГ и Сербии в канун президентских выборов в США.
Сам по себе визит Бёрнса в БиГ и Сербию и его переговоры с руководством Республики Сербской и Сербии дают почву для самого широкого размышления и анализа, а также для досужих фантазий относительно того, как Россия через своих союзников на Балканах может навредить Соединенным Штатам.
В подтексте сообщений и комментариев по поводу поездки Бёрнса хорошо читается мысль о том, что, мол, Россия может асимметрично что-то устроить на Западных Балканах в канун выборов в США, чтобы показать, что Вашингтон теряет контроль в этом регионе и что его детище - государство Босния и Герцеговина, созданное по Дейтонским соглашениям 1995 года - нежизнеспособно.
Визит директора ЦРУ Бёрнса на Балканы – это взмах кнута над "стадом", каковым Вашингтон считает все балканские народы. Впрочем, не только их. Личное присутствие главного американского шпиона "на земле" говорит как раз о неуверенности, которую чувствует администрация США на Балканах, - вне зависимости от того, влияет ли как-то Россия на этот регион или вообще не видит его в упор.