Игорь Пшеничников, политолог
Традиционное, накопленное веками, экономическое отставание Латинской Америки от развитых стран является причиной того, что регион оказался на задворках и так называемой цифровой трансформации – цифровизации различных финансовых и экономических процессов, а также многих аспектов социальной жизни, включая образование, науку культуру.
Главной проблемой отставания стран Латинской Америки и Карибского бассейна в деле цифровой трансформация является ограниченный доступ в интернет и острая нехватка IT-специалистов.
В регионе только 64% граждан имеют доступ к интернету, а в развитых странах, для сравнения, - 88%. По данным региональной печати, в то время как в Европе и США почти 40% людей могут работать из дома, в Латинской Америке это могут сделать только 21,3% занятых. Что касается образования, то почти половина детей в возрасте от 5 до 12 лет в Латинской Америке живут в домохозяйствах, не подключенных к интернету, и это серьезно влияет на учебный процесс.
"Использование цифровых технологий в регионе в процессах управления цепочками поставок, переработкой, производством, операциями и каналами сбыта сильно отстает по сравнению с более развитыми странами", - пишет венесуэльская газета El Nacional.
Например, в то время как 70% компаний в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) используют интернет в своих цепочках поставок, в регионе этот показатель составляет всего 37%. Вот почему эксперты говорят, что латиноамериканские страны должны подготовиться к "отрасли будущего", в частности, путем подготовки IT-специалистов, которые обладали бы навыками, необходимыми для экономического развития.
Однако именно острая нехватка работников в сфере информационных технологий считается новым вызовом для практически всех стран Латинской Америки. С одной стороны, скачкообразный экономический рост региона привел к увеличению числа технологических компаний, особенно в Мексике, Чили, Аргентине и Колумбии. Но именно это выявило нехватку IT-специалистов по причине острого недостатка соответствующего технического образования. А этот недостаток, в свою очередь, является следствием отсутствия государственной политики в этой области во многих странах региона. Некомпетентность и недальновидность властей в недалёкие прежние годы, помноженная на отсутствие средств, - вот причина сложившейся сейчас ситуации.
Страны Латинской Америки под давлением стремительного мирового развития IT-отрасли пытаются наверстать упущенное. Власти большинства стран региона утвердили национальные цифровые стратеги. В этих документах отражены планы максимально использовать возможности, предоставляемые цифровизацией в области экономики, финансов, образования и культуры. Некоторые страны шагнули даже слишком далеко. Например, в Чили, впервые в мире принят закон о "нейроправах", защищающий мозг и сознание человека с правовой точки зрения.
Между тем, острая нехватка специалистов IT-отрасли, в том числе и по причине низких зарплат, приводит к тому, что страны региона катастрофически отстают в создании собственного софта, поисковых систем, мессенджеров и т.д. Этого у них просто нет. В результате технологическое отставание приводит к зависимости региона от программного обеспечения, изготовленного в США и других странах Запада. А это ведет к идеологической и политической зависимости Латинской Америки от Запада.
Простой и яркий тому пример – недавние президентские выборы в Аргентине, которые проходили под полным контролем США. Как известно, победил на них откровенный ставленник Вашингтона Хавьер Милей. С его помощью американцы не допустили на второй срок президента-социалиста Альберто Фернандеса, который в годы своего правления взял курс на сближение с Россией и на вхождение Аргентины в БРИКС.
Под контролем своих американских кураторов Милей вел свою избирательную кампанию совершенно нетрадиционным образом – преимущественно, если не исключительно, в соцсетях. То есть там, где днюет и ночует молодежь. А молодежь в Аргентине – самая ущемленная и обездоленная часть аргентинского общества. И при этом самая многочисленная.
Поэтому специалистам в области современных информационных технологий заранее было ясно, что победит Милей, который к силе соцсетей прибавил еще и свой зашкаливающий эпатаж. Действующие в Латинской Америке соцсети контролируются американцами. Таким образом, исход президентских выборов в Аргентине в пользу Милея был предопределен технологическим и цифровым превосходством США. В Аргентине не нашлось ни одного человека, который смог бы на ранних этапах распознать американскую хитрость и поставить для неё соответствующий технологический барьер.
Следует также отметить прямую связь отставания в цифровой трансформации региона с ростом кибератак. Как раз по причине отсутствия собственной развитой IT-базы в странах Латинской Америки они оказались не готовы к киберугрозам. По данным компании Positive Technologies, на Латинскую Америку в 2022 году пришлось 12% от общего числа атак в мире. Прежде всего целями злоумышленников становились организации и частные лица в Бразилии, Мексике и Аргентине.
В целом в странах Латинской Америки за последние годы произошел ряд кибератак, которые повлияли на функционирование критически важных отраслей и даже целого государства. Речь идет об американской кибератаке на энергосистему Венесуэлы в марте 2019 года. Эта кибератака имела целью создать невыносимые условия жизни в стране. По замыслу американских стратегов глобальное отключение электроэнергии должно было подогреть протестные настроения и в итоге привести к смещению законного президента Николаса Мадуро.
Резюмируя, нужно подчеркнуть, что Латинская Америка оказалась практически не подготовленной к кибергурозам по причинам, связанным с экономическими и социальными факторами, а также с быстрым внедрением цифровых технологий без обеспечения необходимой защиты. Латиноамериканские страны еще только стоят на пути реализации мер, направленных на повышение кибербезопасности отдельных организаций, отраслей и всего региона и в целом своей IT-независимости.
Между тем, Соединенным Штатам и Европе совершенно не выгодно стремление Латинской Америке к цифровому суверенитету. Им выгодно сохранение статус-кво, поскольку это позволяет Западу де-факто контролировать все сферы жизни региона. В наше время цифровой суверенитет является составной и неотъемлемой частью в целом суверенитета любой страны.