Игорь Николайчук, Центр специальных медиаметрических исследований
По моему личному мнению, недавняя победа партии «Грузинская мечта» на парламентских выборах – пример исключительно четкой политтехнологической работы Бориса Григорьевича Иванишвили и его команды. Ведь правда – ни сучка, ни задоринки.
Зеленский с каким-то подхалимским подтекстом уже выразился в том смысле, что «результаты выборов в Грузии это победа России», Кремль и Смоленская-Сенная сделали заявления о том, что радикальное улучшение отношений с Грузией зависит только от желания Тбилиси. Ждем теперь момента, когда Москва превратит на пару дней Тишинскую площадь (это где стоит большой такой монумент в честь вечной русско-грузинской дружбы), в эпохальную гастрозону с хачапури, блинами, саперави и «Столичной». А то сейчас чувствуется какая-то непонятная пауза: «Вот Трамп придет – порядок наведет!». Давайте как-нибудь без Трампа!
Но, увы, не все так просто. Если слегка переиначить «эпиграф» к «Анне Карениной», то в СССР русский и грузин были счастливы одинаково. После победы «национализмов» и распада СССР русский и грузин несчастливы каждый по-своему. Начнем с того, что в официальных американских документах Грузия рассматривается как законный трофей «мирового гегемона». «Политика США прямо основана на отношениях между США и Грузией, которые покоятся на фундаменте общих ценностей и стремлении к интеграции страны в евроатлантическое сообщество. <…> Грузия является одним из ведущих получателей иностранной помощи и помощи в сфере безопасности от США в Европе и Евразии». НУ И ЧТО???
По работе пришлось мне ранее читать материалы иностранных журналистов непосредственно из Грузии во времена правления первых «опереточных» президентов, к которым отношу и Шеварднадзе. Приходилось стискивать зубы. Вот цитирую (правда, по памяти) строки из репортажа журналистов из ну очень солидного британского СМИ: «Грузия, которую после Первой мировой войны мы так и не захотели включить в сферу своих интересов, сегодня представляет собой экономическую пустыню, да и просто пустыню. Наш бодрый «Рэнджровер» осторожно пробирается по разбитой дороге, там и сям попадаются какие-то производственные развалины. Вдруг вдалеке появляется столб пыли. Это дорожная полиция начала погоню за нашим джипом. Мы их последняя надежда. Здесь просто охота на машины с иностранными номерами. С нас возьмут какой-то штраф в долларах, и, кстати, он будет первый за этот день. У местных нет денег на штрафы. Без европейских автотуристов полицейские просто умерли бы с голоду».
Думайте обо мне что хотите, но я приветствовал обременение Саакашвили Грузией. Представил, как Дядя Сэм чеканит слова: «Да, ты наш сукин сын, но нам надоели наши сукины дети, которые ни хрена не делают, только наши деньги воруют. Мы тебя несколько лет растили, обучали в наших университетах тому, как насаждать реальные демократические ценности, держали в резерве. Теперь в бой! Время психов и дилетантов кончилось! Сработай на результат!». Так или иначе, но Михаилу Николаевичу был поставлен зачет за реформу «правоохранительных органов», он стал как бы международным гроссмейстером по антикоррупционным реформам.
Перенесемся сразу в наше время. Хотя американские политики «из общих соображений» продолжают держать Грузию в своре антироссийских гончих, но эксперты самого высокого класса высказали такое мнение, что США пора прекратить тратить ресурсы на поддержание на плаву «вопиюще коррумпированных закавказских режимов», поскольку в этом нет никакой стратегической необходимости; лучше-де укреплять военное сотрудничество с традиционными союзниками на Большом Ближнем Востоке и в Средиземноморско-Черноморском регионе, т.е. в зоне ответственности Центрального командования. Финансовая помощь Тбилиси со стороны Вашингтона постоянно сокращается. Если в 2023 ф.г. она составила 133 млн долл., то в 2024 ф.г. уже 121 млн долл., а на 2025 ф.г. Госдеп запросил всего 117 млн долл. Согласимся, что и в абсолютном выражении цифры весьма скромные. Дело уже дошло до того, что некоторые члены конгресса США провели недавно официальные слушания по ситуации в Грузии (мероприятие было микроскопическим), где была «выражена обеспокоенность возможным откатом от демократических принципов и подтверждена самая твердая поддержка Грузии Соединенными Штатами на пути ее евроатлантической интеграции».
А теперь пора сказать следующее. Для грузинской власти пришло время спокойно, ответственно и надолго выбрать новый вектор сотрудничества и внешнеполитической ориентации. С Россией вопрос некоторое время будет подвешен, увы – это реалии политики. Хотя, какой Россия «новый» вектор. По американским данным, в 2022 г. Грузия получила более 2 млрд долл. денежных переводов из России, что примерно в пять раз превышает среднюю сумму ежегодных денежных переводов из России за предыдущие семь лет (и почти половину всех денежных переводов в Грузию в 2022 году). С 2022 года количество зарегистрированных в России гражданами Грузии компаний, во многих случаях это индивидуальные предприниматели, также значительно возросло по сравнению с «до-СВО периодом». В 2023 г. в соседней республике побывало 1,3 млн туристов из РФ. Есть и негатив. В связи с нашими мобилизациями примерно 115 тыс. россиян решили иммигрировать в Грузию. А ведь это по численности столько же, сколько армян бежало из Нагорного Карабаха.
А вот путь к стратегическому сотрудничеству с Китаем для Тбилиси открыт. КНР готова вложиться в Грузию, как ранее Турция успешно вложилась в Аджарию. В июле 2023 г. правительства двух стран выпустили совместное заявление о стратегическом партнёрстве, а весной 2024 г. договорились о безвизовом режиме. В мае 2024 г. грузинские власти объявили, что консорциум из Китая и Сингапура был единственным «допущенным» претендентом на участие в строительстве черноморского порта Анаклия, который станет «крупнейшим в Грузии». Сравнительно недавно Тбилиси подтвердил, что проект находится на стадии рассмотрения. Тут же Госдеп выразил серьезную озабоченность самим фактом существования проекта.
Тут к месту банальность. Задули новые ветры. Почему бы «ветру с Востока» не преодолеть «ветер с Запада»?